Час милосердия «Сироты в детской литературе от Ч. Диккенса до наших дней»

Книге Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» в этом году исполняется 185 лет. Это история о мальчике, который рос в сиротском приюте, страдал от голода и нищеты, но потом взял судьбу в свои руки и сбежал навстречу неизвестности, пережил немало опасных приключений, но всё-таки обрёл счастье в жизни. Это первый роман в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. Рассказывая о ребёнке с непростой судьбой, автор показывает срез всего английского общества того времени, эксплуатацию детского труда, равнодушное отношение правительства к тому, что пронырливые взрослые вовлекают детей в преступные шайки. Глазами ребёнка, оставшегося без поддержки самых близких людей, мы видим социальную несправедливость без прикрас.

Но это не единственная книга-юбиляр 2023 года на тяжёлую тему сиротства. Роману французского писателя Гектора Мало «Без семьи» исполняется 145 лет, а второй книге из популярного цикла Дж. Роулинг про мальчика, который выжил, – «Гарри Поттер и тайная комната» – уже 25 лет, хотя некоторые из нас помнят, как ждали и читали её сразу после издания.

Тема сиротства – однозначно тяжёлая, ведь маленький человек, ещё ничего не осознавший в жизни, остаётся без самых близких людей, которые самой природой были предназначены для того, чтобы обучать и защищать его. Оставшись без морального ориентира, без защиты от агрессивного внешнего мира и от бессовестных взрослых, использующих наивность ребёнка в своих корыстных целях, – такой ребёнок может легко свернуть не туда и пойти по скользкой дорожке преступности. Сколько их было таких – воришек, попрошаек от безысходности. И насколько редко их истории заканчиваются счастливо, как в романе Ч. Диккенса.

Хорошо, когда государство не пускает на самотёк судьбы своих подрастающих граждан. Насколько иначе звучат романы наших соотечественников А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых! Когда ребёнок не остаётся лицом к лицу с безжалостным миром взрослых, а попадает в сплочённый коллектив собратьев по несчастью, которые просто вынуждены теперь стать честными и держаться друг за друга, иначе возьмёшься за старое и окажешься снова на улице, а потом – в тюрьме. Не сказать, чтобы в организациях для беспризорников дела шли гладко, – вовсе нет. У каждого воспитанника было тяжёлое детство, от губительных привычек не так просто избавиться: для этого надо много работать над собой и искренне хотеть измениться к лучшему. Под руководством наставников-энтузиастов, показывающих пример собственным достойным поведением, у ребят это получается. И ведь это не выдуманные истории, так было на самом деле.

В нашей библиотеке прошёл час милосердия «Сироты в детской литературе от Ч. Диккенса до наших дней». Учащиеся лицея №9 узнали о том, как по-разному складывается судьба у детей, оставшихся без родителей в зависимости от страны и эпохи. Около 200 лет назад В. Гюго описал нелёгкую жизнь юной Козетты. Около 150 лет назад писал жалостливое письмо дедушке Ванька Жуков из рассказа А. П. Чехова. И до сих пор это непростая тема. Например, в современной книге М. Петросян «Дом, в котором…» дети-инвалиды, живущие в интернате, вместо надлежащего ухода получают невнятные мистические легенды об этом месте и о них самих, так что решение вариться в этом вареве или пытаться выплыть – остаётся на совести каждого. А Дина Сабитова – педагог и мать троих детей, один из которых приёмный, – написала несколько книг о сложностях в общении с приёмными детьми и о том, что все эти сложности стоят того, чтобы выправить судьбу маленького человека.

Ребята прониклись сочувствием к своим ровесникам, оставшимся без родителей. Задумались над тем, сколько им дают мама и папа, благодаря которым у них есть обед и одежда, и крыша над головой, и поэтому они имеют возможность заниматься только своим образованием, интеллектуальным и духовным трудом, не беспокоясь о хлебе насущном. Пока у нас есть каждодневная забота родителей – она представляется нам чем-то само собой разумеющимся, незаметным. А ведь

дети прошлых столетий, лишённые этой заботы, вынуждены были зарабатывать себе на пропитание тяжёлым физическим трудом, который не отменял и учёбу: если была возможность – то обучение грамотности, а если нет – то хотя бы какому-то ремеслу, которое не даст умереть с голоду. Юные посетители библиотеки поняли, как много делают для них родители, и поэтому необходимо помогать им в домашних делах, ведь только так вырастешь достойной личностью, способной отплатить добром на добро.

Книги помогают нам расти нравственно и прочувствовать ситуации, с которыми мы могли не сталкиваться в реальной жизни. Не у многих из нас найдётся знакомый – круглый сирота. Однако по одному родителю встречается нередко. Школьники осознали, насколько тяжелее воспитывать ребёнка в одиночку, насколько легче попасть в сложную жизненную ситуацию. Поэтому стоит проявить больше сочувствия к детям, у которых нет папы или мамы. Обретя поддержку друзей, они смогут восполнить то, чего им не хватало в жизни, и вырасти более счастливыми людьми.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.