Час литературной иронии «Вы оцените красоту игры!»

В этом году исполняется 95 лет роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Это произведение завоевало подлинную народную любовь: его экранизируют и ставят на сцене, персонажей увековечивают в виде памятников, а каждый из нас точно знает из этого текста несколько хлёстких цитат, не теряющих своей актуальности и по сей день. Их используют в быту так же естественно, как народные поговорки:

Утром – деньги, вечером – стулья.
Знойная женщина – мечта поэта.
Почём опиум для народа?
А может, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
Я хочу вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны.
Мы чужие на этом празднике жизни.
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

И ещё множество крылатых выражений. Нынешняя молодёжь, даже если не читала книгу и не смотрела фильмы, всё равно слышит эти фразы от старших поколений и тоже продолжает использовать в своей речи, даже если не знают, откуда именно пошли эти выражения.

Идею книги подсказал брат Евгения Петрова – писатель Валентин Катаев. Он же обещал потом отредактировать рукопись начинающих соавторов, ведь ранее они писали совсем мало и по отдельности. Однако ознакомившись с готовым произведением, Катаев отказался его править, потому что в улучшениях оно не нуждалось.

Многим читателям интересно, как можно писать книгу вдвоём, как происходит этот процесс? Ильф и Петров рассказывали, что они действительно сидят за общим столом и каждую фразу обдумывают вместе. Да, это труднее и дольше, чем писать одному из своей головы, поэтому они не стали бы рекомендовать всем подряд смело работать в соавторстве. Но такой тандем оказался очень удачным именно для них двоих, так как они удачно дополняли друг друга и не давали допустить писательские ошибки. У каждого было право вето: если хоть одному из них не нравилась фраза – то она сразу же безжалостно вычёркивалась. Было и другое интересное правило: если фраза приходила в голову двоим одновременно – то её не использовали, потому что она, значит, слишком уж банальная, лучше поискать что-то менее очевидное.



Герои романа «Двенадцать стульев» хотя и далеки от идеала, но следить за их судьбой интересно: они живые люди, такие же, каких мы видим вокруг каждый день, с их обычными человеческими слабостями, с неуклюжими попытками обвести ближнего вокруг пальца, чтобы выторговать у судьбы немножечко удачи для себя лично. На их фоне Остап Бендер, с естественной изящностью оставляющий в дураках кого угодно, даже вызывает невольное восхищение читателя, хотя по сути он мошенник и авантюрист. Хотя в жизни встреча с таким человеком вряд ли порадует читателя.

Однако нужно признать, что Бендер не лишён определённых моральных принципов: по его собственному признанию, он чтит уголовный кодекс, а его «способы честного отъёма денег у населения» основаны на бюрократических изъянах в социальном аппарате и на умелом использовании пороков других людей себе во благо. Всех этих жадных чиновников, падких на лесть управленцев, бюрократов-взяточников и иже с ними даже не жаль, когда они оказываются обманутыми. Как в гоголевской пьесе «Ревизор» – ясно же, что там вовсе не Хлестаков главное зло.



Главный герой «Двенадцати стульев» – явный преемник плутовских характеров из классических авантюрных романов. Когда обаятельному любовнику героини читатель сочувствует больше, чем скучному обманутому мужу, а пронырливому слуге – больше, чем его хозяину-недотёпе. Такие персонажи вызывают восхищение своим умением мгновенно найти выход из ситуации и вовремя среагировать на меняющиеся обстоятельства, умом и богатой фантазией, чувством юмора, артистичностью и колкостью на язык. Обманывая обманщиков, он вызывает чувство морального торжества у читателя: наконец-то нашёлся тот, кто воздаст по заслугам всем этим мелочным негодяям, чиновникам и бюрократам, отравляющим повседневную жизнь простому человеку. Пусть даже Бендер делает это из собственных корыстных целей, а не ради вселенской справедливости.

Юмористические произведения в русской литературе – это обычно смех сквозь слёзы. Какие у нас самые великие комедии? Вышеупомянутый «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина и «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Не сказать, чтобы они давали повод для беззаботного веселья, правда? Это не смех ради смеха, а скорее сатира: возможность продемонстрировать недостатки как общества в целом, так и конкретных его представителей в частности. Роман «Двенадцать стульев» не является исключением: здесь есть над чем посмеяться, есть над чем погрустить и глубоко задуматься. Прошло почти сто лет с его первой публикации, сменился политический строй, заметно поменялся наш повседневный быт; но люди всегда остаются людьми, и, как писали ещё древние греки, «ничто человеческое нам не чуждо»: слабости и пороки людей одни и те же, из века в век. Их можно осуждать, над избавлением от них нужно много работать, но невозможно и не посмеяться над извечностью человеческих проблем – как говорится, и смех и грех. Да и как прожить без юмора, который помогает преодолеть самые тяжёлые ситуации и сохранить душевное равновесие? Вот почему «Двенадцать стульев» до сих пор называют в числе лучших юмористических книг: потому что это больше, чем юмор, это жизнь как она есть.

Один комментарий к “Час литературной иронии «Вы оцените красоту игры!»

  1. Замечательное произведение, одно из самых любимых! И экранизации удались!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.