Рисование пастелью “Радио до звезды КЭЦ”

16 марта 1884 года родился Александр Романович Беляев – один из основоположников жанра научной фантастики. Всё, что мы сейчас привыкли видеть в фантастических произведениях: космические путешествия, орбитальные станции, рискованные научные эксперименты, самоотверженные исследователи-просветители и использование изобретений для злых дел, невероятные открытия и шаги в неведомое – всё это в нашей стране начиналось в книгах Беляева. С детства он мечтал о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом и самодельным парашютом, сделанным из простынёй, мастерил планер. Однажды, при очередной попытке взлететь, он неудачно приземлился на пятки, отчего повредил спину. Эта травма впоследствии привела к развитию туберкулёза позвоночника и инвалидности. Таким образом, произведение «Голова профессора Доуэля» является частично автобиографическим: писатель, который временами оказывался обездвиженным, хотел поделиться со своими читателями тем, «что может испытать голова без тела».

Серию своих фантастических рассказов Беляев посвятил открытиям в области медицины и техники. Специфической особенностью его фантастики является то, что она не беспочвенна, не построена на чистой выдумке. Она всегда опиралась на научную основу. Силой своей фантазии Александр Романович рисовал будущее, предвидел возможность новых открытий и достижений. Недаром его называли «советским Жюлем Верном». Писателей роднила энциклопедическая разносторонность знаний, прозорливое предвидение. Успехи в области физики, биологии, медицины, электроники, космонавтики сделали многие мечты Беляева реальностью. Хотя при жизни писателя его идеи часто расценивали как «научно несостоятельные» и «лишённые познавательного значения», однако Беляев действительно предвосхитил появление огромного количества изобретений: подводные поселения и фермы, подводная съёмка и телевидение, пилотируемые космические полёты, выход в открытый космос, полёт на Луну и орбитальные станции, трансплантология и сохранение жизнедеятельности изолированных органов, операции на хрусталике, пластическая хирургия, мобильный телефон, радиолокатор, беспилотные летательные аппараты и многое другое. Писатель переписывался с К. Э. Циолковским и даже пересылал ему свои произведения на проверку научной достоверности. А после смерти великого учёного Беляев посвятил ему произведение «Звезда КЭЦ», в которой инициалами Циолковского люди будущего назвали орбитальную космическую станцию.



31 марта в нашей библиотеке был проведён мастер-класс по рисованию мягкими графическими материалами «Радио до звезды КЭЦ». Библиотекарь рассказала участникам клуба любителей рисования «Художественные моменты» о жизни и творчестве этого поистине необычного человека и писателя. Произведение «Звезда КЭЦ» было выбрано темой мероприятия не случайно, ведь описываемые в нём космические приключения героев начинаются с поломки такого простого и привычного нам прибора, как радио.

Дело в том, что в этот же день, 16 марта, мы отмечаем юбилей ещё одного великого человека: Александра Степановича Попова, всем известного изобретателя радио. Он родился 165 лет назад, в 1859 году. Прожив всего 46 лет, Попов стал первым российским радиотехником, основателем радиотехнической научной школы, профессор, а потом и директором Электротехнического института императора Александра III. Он женился на образованной девушке, которая также преподавала в гимназии, работала врачом, а также владела иностранными языками и переводила письма зарубежных физиков, которые стали вести переписку с Поповым, узнав о его исследованиях. Брак оказался счастливым, супруги поддерживали друг друга в работе и повседневном быте, воспитали четверых детей.

К сожалению, в отличие от супруги и коллег-физиков, царь посчитал исследования Попова бесполезными и денег на них не выделил. В результате величайший физик собирал свой радиоаппарат, как говорится, «на коленке» и из подручного мусора: так, как это делают современные радиолюбители. По этой причине он собрал аппарат на два года позже, чем мог, и выглядел он вовсе не таким лоснящимся и презентабельным, как радиоаппарат итальянца Маркони, который вёл свои аналогичные исследования параллельно с Поповым. Однако Маркони был ещё и талантливым бизнесменом, поэтому деньги у него водились. Ирония заключается в том, что радио оказалось настолько небесполезным изобретением, что на основе него теперь работает весь современный мир, включая сотовую связь и интернет.



В частности, в этом году исполняется ровно 100 лет журналу «Радио», что особенно актуально для наших читателей. В разные годы журнал назывался по-разному: «Радиолюбитель», «Друг радио», «Радио всем», «Радиофронт» – но до сих пор он радует юных и взрослых любителей физики и радиодела. Библиотекарь познакомила участников клуба рисования с выпусками разных лет. Также все желающие смогли ознакомиться с изданиями книжно-иллюстративной выставки, посвящённой истории радио и современному радиоделу.


Участники клуба «Художественные моменты» познакомились с разными мягкими графическими материалами: сухой пастелью, масляной пастелью, восковыми мелками и соусом. На крафтовой бумаге изобразили ретро-радио в стиле стимпанка, добавив интересные детали, используемые в радиотехнике разных лет. Библиотекарь продемонстрировала типичный радиоприёмник конца XX века, который и сейчас прекрасно работает, ловит разные радиостанции. Юные участники мероприятия уже привыкли к более современной технике, а вот пенсионеры вспомнили огромные радиоприёмники в деревянном корпусе, который в то время был окошком в огромный мир, помогающий узнавать новости со всего света. Похожий аппарат мы и изобразили на нашем занятии. Многие участники впервые попробовали рисовать мягкими графическими материалами. Библиотекарь рассказала о свойствах и особенностях каждого из них, об их сочетаемости. Теперь если наши участники клуба захотят приобрести какой-то из этих материалов для домашнего использования, то будут иметь представление о преимуществах и недостатках каждого. Ведь любители рисования никогда не стоят на месте, а продолжают развиваться, пробовать новое, осваивать ещё не освоенные материалы. Творчество и наука тесто связаны друг с другом, что подтвердило и наше занятие. Без достижений науки у нас бы не было таких ярких, стойких и удобных художественных материалов, а без фантазии и полёта воображения никогда не появились бы изобретения, настолько преобразившие современный мир.

2 комментария для “Рисование пастелью “Радио до звезды КЭЦ”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.