РЕТРОСПЕКТИВА ОБРАЗОВ “ДВА ГЕНИЯ: БУНИН И ЧЕХОВ”

В этом году исполнилось 150 лет Ивану Алексеевичу Бунину и 160 лет – Антону Павловичу Чехову. Два величайших писателя, произведения которых знают и читают во всем мире. Один – Нобелевский лауреат, второй – драматург-новатор, писатель, который повлиял на всю будущую мировую литературу. Их творчество сравнивали еще при жизни, но они считали это мнение ошибочным. Уж больно разными были их произведения. Но сходство в их творчестве все-таки было. И именно об этом мы сегодня поговорим. А также расскажем вам о дружбе, которая связывала этих двух гениев вплоть до смерти А.П. Чехова.


А.П. Чехов и И.А. Бунин стали творцами нового вида литературы – маленького рассказа, вбирающего в себя, с точки зрения глубины и полноты идейно-художественного содержания, повесть и роман. За их пейзажами, нарисованными часто посредством одной меткой деталью, за короткими диалогами, маленькими подробностями, как будто незначительными репликами различаются неназванные писателями, но ясно видимые нам глубины жизни. И Чехову, и Бунину присуще бережное отношение к деталям, стремление к предельной точности слов. “Выдумывание художественных подробностей и сближало нас, может быть, больше всего, – писал Бунин. Он (Чехов) был жаден до них необыкновенно”. Наряду с этим Бунин отмечал, что Чехов “сравнения и эпитеты употреблял редко, а если употреблял, то чаще всего обыденные”. Кажется, А.П. Чехов и И.А. Бунин излишне подробно останавливаются на окружающей их героев обстановке, замедляют течение сюжета, но в этом-то и заключается их художественная особенность, неповторимая лирическая манера. Именно эта неповторимая черта таланта писателей до сих пор привлекает внимание читателей и исследователей.
Прозу Бунина и Чехова роднит опора не на реплику, поступок героя, а на его настроение, состояние личности, на общую эмоциональную атмосферу эпизода, всей картины.
В отношении сюжетов мнение Бунина и Чехова было единым: Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным”15 (Чехов) и “К черту сюжеты, не тужься выдумывать, а пиши, что видел и что приятно вспоминать”16 (Бунин).
Психологизм, а не занимательность фабулы – отличительная черта творчества А.П. Чехова и И.А.Бунина.
А теперь о дружбе.
Знакомство Бунина с Чеховым началось с писем. Молодой Бунин обратился к Чехову с просьбой прочесть некоторые его рассказы и дать на них «несколько заключений». Чехов любезно согласился: «Очень рад служить».
Встретились они впервые в Москве в 1895 г., а потом только через четыре года в Крыму. «Еду в Ялту, проветриться дней на пять, увидаться с Миролюбовым, Чеховым и Горьким, которые в Крыму». Человек совершенно не навязчивый, он, конечно, и не помышлял тут же явиться к Чехову и доложить о своем прибытии. Бунин остановился в гостинице и начал ходить на набережную в надежде встретиться с Чеховым. Так и произошло, «…Вечером встретил его на набережной. — Почему вы не заходите ко мне? — сказал он.— Непременно приходите завтра».
Дружба их крепла год от года. Иван Алексеевич ездил к Че­хову в Крым, посещал его на московской квартире, иногда по­долгу гостил у него. В одном из писем Бунину Куприн заме­чает: «Я вижу, что в доме Чеховых тебя все очень любят».


Антон Павлович — старший товарищ, учитель и покровитель. Бунина называл «Господин Букишон», за то, что тот похож на маркиза. Их настроения часто совпадали. Они могли подолгу молчать вдвоем, изредка обмениваясь, казалось, совсем неожиданными мыслями. Случались встречи веселые, праздничные. Так было в дни гастролей в Ялте Художественного театра. «И. А. Бунин с необыкновенным талантом представляет что-то, а там, где Бунин, непременно стоит Антон Павлович и хохочет, помирает от смеха. Никто так не умел смешить Антона Павловича, как И. А. Бунин, когда был в хорошем настроении». Это писал Станиславский.
С Чеховым в конце 1903 года Бунин встречался очень ча­сто: «Ежедневно по вечерам я заходил к Чехову, оставался иногда у него до трех-четырех часов утра, то есть до возвра­щения Ольги Леонардовны домой и эти бдения мне особенно дороги». Оба с большим уважением относились к творчеству друг друга. Уезжая для лечения за границу, Антон Павлович наказывал Н. Д. Телешову: «А Бунину передайте, чтобы писал и писал. Из него большой писатель выйдет. Так и скажите ему это от меня. Не забудьте».


В следующем году Чехова не стало. Смерть его потрясла Бунина. Тяжело переживал он невозместимую утрату. По со­вету Горького и композитора С. В. Рахманинова Иван Алек­сеевич вскоре приступил к работе над воспоминаниями о Че­хове.
В конце декабря 1909 года в одном из частных санаториев близ станции Крюково Николаевской (ныне Октябрьская) же­лезной дороги Бунин присутствовал при открытии «комнаты Чехова». Артисты Художественного театра готовились торже­ственно отметить пятидесятилетие со дня рождения Антона Павловича, и Вл. И. Немирович-Данченко просил Бунина при­нять участие в этих торжествах. Бунин с радостью согласился.
На торжественное заседание, состоявшееся 17 января 1910 года, приехали многочисленные представители москов­ской художественной интеллигенции, актеры, родные и близкие великого писателя. В переполненном зале Художественного те­атра Бунин читал свои воспоминания о Чехове. «Мое выступ­ление,—писал Бунин впоследствии,—вызвало настоящий во­сторг, потому что я, читая наши разговоры с Антоном Павлови­чем, его слова передавал его голосом, его интонациями, что произвело потрясающее впечатление на семью: мать и сестра плакали».
Перед смертью, единственное, что просит Бунин у жены — почитать ему вслух письма Чехова.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.