Мстислав Ростропович

В этом году великому музыканту, гениальному виолончелисту, “человеку мира” Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу могло бы исполниться 95 лет. Но к сожалению, уже 15 лет прошло с тех пор, как этот жизнерадостный, яркий и эмоциональный человек, которого в детстве звали “подсолнухом”, ушел из этого мира. Это не единственные памятные даты, связанные с его именем и его семьей. В этом году также исполняется 130 лет со дня рождения и 80 лет со дня смерти его отца Леопольда Витольдовича Ростроповича, который был столь же гениальным музыкантом, как и его сын. А также 25-летие празднует Оренбургский государственный институт искусств, названный в честь Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
Особо важным для нас является тот факт, что семья Ростроповичей неразрывно связана с нашим городом. Именно здесь познакомились родители Мстислава Ростроповича, его мама Софья Федотова – коренная оренбурженка. Она происходила из одной из самых влиятельных музыкальных семей нашего города. Оренбург (тогда он назывался Чкалов) приютил их в годы Великой Отечественной войны и свое первое профессиональное музыкальное образование Мстислав получил здесь. Здесь же похоронен его отец Леопольд, который умер во время их эвакуации в город Чкалов. Для нас великая честь называть этих гениальных людей своими земляками и мы с гордостью поведаем вам историю их выдающейся семьи, которая взрастила “величайшего виолончелиста всех времен” Мстислава Леопольдовича Ростроповича.


Предки Ростроповича жили в Польше и Литве и назывались Ростроповичюсы. Его прапрадед Иосиф Ростроповичюс переехал из Вильно в Варшаву, женился на чешке и дослужился до почетной должности городского судьи. И теперь еще на Варшавском кладбище можно видеть памятник Иосифу Ростроповичюсу и его жене рядом с могилами родителей Шопена. Музицирование в семье Иосифа было традицией — пели, играли на фортепиано. Но первым профессиональным музыкантом стал лишь его правнук Леопольд Витольдович Ростропович, отец Мстислава Ростроповича. В сентябре 1905 года он поступил в Петербургскую консерваторию в класс виолончелиста А.В. Вержбиловича, где параллельно обучался и фортепианной игре. Из-за необходимости заработка Леопольд рано занялся преподаванием, а с 1909 года в возрасте восемнадцати лет он уже обучал детей по классу виолончели в Петербургской музыкальной школе Н. Быстрова. За свой педагогический труд он позже получил звание магистра музыки. В 1910 году Л.Ростропович окончил консерваторию с золотой медалью и премией Михайловского дворца в размере 1200 рублей. Он получил звание свободного художника и лауреата. В этом же году Леопольд по конкурсу поступает в Парижскую консерваторию, где его зачисляют для бесплатной учебы в класс профессора Лоеба. С 1911 года он берет частные платные уроки у знаменитого испанского виолончелиста -профессора Пабло Казальса. Помощь ему оказывают известные московские музыканты- Кюи Ц. А., Рахма¬нинов С. В., Глазунов А. К., Зилота А. И., Направник Э. Ф. и др., которые уже заметили яркий его талант. Его оригинальная техника, отличительное музыкальное чутье, мелодизм, исполнительский темперамент, виртуозность и артистизм восхищали слушателей и обещали ему грандиозное будущее. В Саратове Леопольд был профессором консерватории в течение 4 лет.

Во время гастролей в Оренбурге он познакомился с пианисткой Софьей Федотовой, аккомпанировавшeй Леопольду во время концертов. Вскоре Софья стала его женой. В Оренбурге молодожены прожили год. Николай Александрович и Ольга Сергеевна Федотовы – родители Софьи – дали начало целой музыкальной династии Федотовых – Ростроповичей. Николай Александрович в течение 20 лет преподавал пение в различных учебных заведениях Оренбурга. Будучи одарённым музыкантом, он оказал значительное влияние на музыкальную культуру Оренбурга. Ольга Сергеевна стала родоначальницей профессионального музыкального образования в Оренбуржье, открыв в 1906 году Музыкальные классы, где преподавалось искусство игры на фортепиано, скрипке, духовых инструментах, а затем и сольное пение.
Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Когда он однажды спросил свою маму, почему она не смогла сделать ему лицо получше, она ответила: «Я была занята твоими руками». И действительно именно руки, прекрасный слух и чувство ритма сделали его феноменом на музыкальном олимпе. Он был рожден для музыки и воспитан ею. Даже первой его кроваткой стал футляр для виолончели.

Он начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932—1937 годах учился в Москве в Музыкальной школе имени Гнесиных. В начале Великой Отечественной войны семья Ростроповичей переехала в Оренбург и поселилась в доме крёстной Славы и Вероники, Е.А.Лонткевич, заняв две комнаты. В Чкалове Мстислав учился в музыкальном училище (ныне Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей), в котором преподавал его отец. Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано. В 1942 г. к нему пришла и первая слава. Пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями». Тогда же пришло и несчастье – умер отец. Оставив двух детей и мать без средств на существование. Он стал зарабатывать не только преподаванием в школе, но и мастеря рамки для фото и коптилки. Так в 15 лет он стал уже главой своей маленькой семьи. Именно тогда он воспитал в себе режим на всю жизнь. Сон не более пяти часов в сутки, никаких каникул и отпусков. Занятия на инструменте на рассвете и перед сном. Он вспоминал, что как-то глубокой осенью они ехали с оркестром в г. Орск, недалеко от Оренбурга:
«Сели в поезд. Нас было шесть человек. Каждому выдали по одеялу. Когда я лег, тело просто закоченело. Я закрылся своим единственным одеялом и подумал, что хорошо было бы заснуть и не просыпаться. И вдруг ночью, где-то в четыре часа утра, я почувствовал, что на мне что-то тяжелое и мне тепло. Это те пять человек, которые ехали со мной, отдали мне свои одеяла. Я вам должен сказать, что сколько бы я ни делал в жизни хорошего, за добро тех людей, за те одеяла я никогда не смогу расплатиться».
В 16 лет поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу виолончели у Семёна Козолупова и изучал композицию у Виссариона Шебалина и Сергея Прокофьева. Под руководством Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки. Окончил консерваторию в 1946 году (его имя занесено на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории). Позднее признавался, что три композитора: Прокофьев, Шостакович, а также Бенджамин Бриттен, оказали огромное влияние на формирование его личности.
Первое выступление как виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в Славянске.
Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. Наряду с ним, одержавшим свою первую победу, I премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист С. Рихтер.
В 1947 году выиграл I премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге. В 1951 году получил Сталинскую премию II степени.
В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Г. П. Вишневской. И спустя 4 дня сделал ей предложение. Когда его спрашивали, почему он так поторопился, он неизменно отвечал: “Я жалею, что потерял эти 4 дня”. После возвращения из Праги Г. Вишневская рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра». Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: “Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь”.Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери — Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.


Благодаря международным контрактам и гастрольным турам стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С. Рихтером, в трио с Э. Гилельсом и Л. Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Г. Вишневской.
В 1962 году на фестивале, посвящённом музыке Д. Шостаковича, впервые встал за дирижёрский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» С. Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х годов продолжал активную исполнительскую деятельность.
Преподавать начал в 1947 году в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент С. Козолупова в консерватории, вскоре получил собственный класс. В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса, с 1959 по 1974 год — профессор. Семь лет был педагогом Ленинградской консерватории (в 1961—1966 — заведующий кафедрой виолончели).
Председатель жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского в номинации виолончелистов.


Общественные идеалы Ростроповича были настолько же смелыми и прогрессивными, насколько изысканным было его искусство. Он верил в свободу слова, в демократические ценности и заявлял об этом во всеуслышание, чем заслужил неприязнь и недоверие советского руководства. Начиная с 1969 года сам музыкант и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу в его защиту. За этим последовала увольнение из Большого театра, отмена концертов и туров, остановка записей, с 1972 года он стал невыездным из СССР.
18 апреля 1974 года в Москву с официальным визитом прибыл американский сенатор Э. Кеннеди. Сразу же по прибытии его жена Джоан передала советским чиновникам письмо Л. Бернстайна и других деятелей искусства, призывающее позволить М. Ростроповичу выезд из СССР. Эту же тему затронул и сам сенатор во время личной встречи с Брежневым. Не успел Кеннеди покинуть СССР, как американский посол Уолтер Стессел сообщил Ростроповичу, что ему будет выдана выездная виза. Вскоре музыкант выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР. В 1978 году они были лишены советского гражданства. Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году. Однако они отказались от советского и российского паспорта.


С 1974 года, покинув СССР, он стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.
С 1987 по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиан-ле-Бене (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.
Последними его записями были Концерт для виолончели с оркестром № 2 А. Г. Шнитке и «Возвращение в Россию» — документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.


Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения музыканту посвятили около 60 композиторов, в том числе С. Прокофьев, Д. Шостакович, Т. Хренников, Б. Чайковский, А. Хачатурян, Б. Бриттен, Л. Берио, А. Шнитке, Л. Бернстайн, А. Дютийе, О. Мессиан, В. Лютославский, К. Пендерецкий и др. Самым большим его другом и учителем был несомненно Дмитрий Дмитриевич Шостакович! Титаническая и глубоко трагическая фигура в мировом искусстве XX века. Хотя Ростропович и занимался в классе инструментовки у Шостаковича в бытность студентом Московской консерватории, хотя он и исполнял неоднократно в ансамбле с автором его виолончельную сонату, начало их сотрудничества можно с уверенностью датировать летом 1959 года, когда композитор задумал написать для него Концерт для виолончели с оркестром. «Когда мы со Славой поженились, он ввел меня в дом Дмитрия Дмитриевича — вспоминает Галина Вишневская в своей автобиографической книге «Галина» – С тех пор я постоянно бывала там, и тесная дружба между нашими семьями продолжалась вплоть до нашего отъезда из России». К сожалению, они не проводил в последний путь умершего в 1985 году Д.Д.Шостаковича, т.к. в это время были уже в эмиграции. И когда спустя 16 лет вернулись, сразу с аэропорта поехали к нему на кладбище, почтить память. В середине 1950-х будучи на гастролях в США он увидел легендарную виолончель Страдевари, на которой остался след от шпоры Наполеона. Он не спал ночь перед посещением нью-йоркского коллекционера Ворбурга. И увез в Москву фотографию этого инструмента. Только спустя двадцать лет, когда он был лишён гражданства и родины он встретился с ней снова и больше не расставался.
В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Л. Уэббер назвал его «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен»
Автор двух концертов для фортепиано с оркестром и пьес для квартета, скрипичных, виолончельных, в том числе «Юморесок», позднее получивших широкую известность.
Известен своей благотворительной деятельностью: был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея. Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России.
Летом 2006 года тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Мстислав Ростропович скончался 27 апреля 2007 года на 81-м году жизни в клинике Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н. Н. Блохина в Москве. Прощание с музыкантом состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Впоследствии рядом с ним похоронена Галина Вишневская.
Оренбург свято хранит память об этом выдающемся человеке. Мстиславу Ростроповичу присвоено звание “Почетный гражданин города Оренбурга”. На ул. Зиминской, 25 расположен музей-квартира семьи Ростроповичей. Это именно тот дом, в котором они жили во время эвакуации. Каждый год в конце ноября в нашем городе проходит Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, который был учрежден Фондом культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича в 2010 году в память о легендарном виолончелисте, дирижере и гражданине. Оренбургский государственный институт искусств, появившийся на месте Музыкального училища, где учился и преподавал будущий маэстро, был назван в честь отца и сына Ростроповичей.


Более подробно вы можете прочитать в следующих печатных изданиях, находящихся в фонде нашей библиотеки:
1. Судоргина Т. Ростропович: “Мечтаю вернуться в Оренбург” – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1995;
2. Савельзон В. Оренбургская история в лицах. 50 портретов на фоне эпохи. – Оренбург: ИПК “Южный урал”, 2000;
3. Вишневская Г. Галина. История жизни. – Чимкент: МП “Аурика”, 1993;

4. Статья “Семья Федотовых-Ростроповичей и Оренбург” в книге Хавторина Б. “Музыкальная культура Оренбурга XX столетия” – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999;
5. Оренбургская биографическая энциклопедия/Сост. Л.Н. Большаков. – Оренбург – Оренбургское книжное издательство; М.: Русская книга, 2000;
6. Хавторин Б. Гражданин мира// Культура и искусство Оренбуржья – 2008 – июнь №3 – стр. 4-7;
7. Судоргина Т. Человеком стал в Оренбурге// Вечерний Оренбург – 2002 – №21 – стр. 10;
8. Полякова А. Отражение прошлого// АиФ – 2020 – №12 – стр.12
До встречи в библиотеке!)

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.