Мастер-класс по танцам “Средневековая элегия”

24 марта для всех, желающих погрузиться в прекрасные и опасные времена благородных рыцарей и прекрасных дам, состоялся мастер-класс по танцам «Средневековая элегия». Данное мероприятие прошло в рамках Государственной программы популяризации культурных мероприятий среди молодежи «Пушкинская карта». Сначала был проведен краткий экскурс в средневековую бальную культуру. Участники мероприятия вместе с библиотекарем поговорили о том, какие костюмы можно было надеть на бал, что было модно, а что нет, и каковы были рамки приличий для того, или иного бального образа. Особое внимание было уделено светскому этикету, потому что незнание правил поведения на балу грозило удалением с бала и впоследствии лишало аристократа возможности приезжать на данное светское мероприятие. Все присутствующие узнали, как пригласить даму на танец, можно ли общаться во время танцев и после них, допустимое расстояние между партнерами и другие правила хорошего тона на балу. А затем состоялся сам мастер-класс, в рамках которого было разучено три средневековых танца: Каролингская павана, Витрад и Шаразула Маразула. Первый танец медленный и помпезный, а два других быстрые и веселые. Сначала репетиция шла под счет, а затем по музыку. Не все получалось с первого раза, приходилось повторять снова и снова, чтобы запомнить движения, а затем отработать их. Но все участники мероприятия с большим удовольствием репетировали все танцы, ведь когда они их танцевали, они в определенной степени виртуально перемещались во времени и окунались в таинственную, романтическую и столь притягательную эпоху Средневековья.

Первый и главный танец, с которого начинается бал в Средние века
Павана – это медленный придворный танец-шествие, распространённый в Европе. Под музыку паваны происходили различные церемониальные процессии: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь. Это – аристократический танец, который давал возможность показать изящество манер и движений; в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в плащах, дамы — в парадных платьях со шлейфами. В паване, в отличие от бранлей, где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам.

Маразула. Танец S’ciaraciule maraciule упоминается в томе «Первая книга танцев, организованая для кантара и сонара всех видов инстроменти» Джорджио Майнерио Парамеджано в 1576 году. Но установить точный период его появления не представляется возможным. Различные вариации этого танца встречаются по всей Европе, а также есть народный танец с подобным названием, дошедший до наших дней, в Иркутской области России.

Также танец упоминается в письме в 1624-м году во фриульском городе Палаццоло (северо-восточная Италия). Там говорится о том, что этот танец исполняли мужчины и женщины, чтобы вызвать дождь.

Кроме этого такой танец использовался и для того, чтобы молодые парни на гуляньях показали кто самый сильный, выносливый и достойный (речь о женитьбе), или же танец исполняли воины с похожей целью найти самого могучего и для развлечения в тяжёлое напряжённое время. Девушки же могли танцевать этот танец, чтобы выбрать королеву праздника или также определить самую готовую к свадьбе. Но это не значит, что люди в городах и деревнях не танцевали этот танец число для веселья.

Виттрад или Норвежская круговая. Этот танец впервые появился в Петербурге в конце прошлого-начале этого века с подачи одного из питерских преподавателей старинных танцев Милены-Софии Тыренко. Как рассказывала Милена, она увидела его по телевизору в какой-то передаче про реконструкторов-викингов. Подробностей – как назывался танец, что за викинги и т.д. – она уже не помнит, т.к. дело было давно. Она постаралась как можно лучше записать танец “с телевизора”, но какие-то пробелы в записи у нее все же остались, поэтому некоторые части танца ей пришлось додумывать самой.
Здесь есть еще один интересный момент. Летом 2003 г. в Питере проходил фестиваль “Деревня викингов”, на котором шведы из реконструкторской деревни Storholmen учили со зрителями несколько танцев. Некоторые из них имели элементы, очень похожие на части из “Норвежской круговой”
Вообще же главная проблема с народными танцами состоит в том, что очень трудно выяснить, когда же они появились. К сожалению, до 19 века никому не приходило в голову записывать народные танцы.

Один комментарий к “Мастер-класс по танцам “Средневековая элегия”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.