Народные ремесла Оренбуржья

Виртуальная ярмарка «Народные ремесла Оренбуржья »
Наша многонациональная область со сложившейся здесь самобытностью жизненных укладов, традиций, обычаев населяющих ее народов их богатым культурным наследием всегда вносила заметный вклад в культурное могущество России.

Акбулакская глиняная игрушка
В каждом ремесле за время своего существования выработались свои особые приёмы, своя технология, свои секреты. Все они на протяжении многих веков передавались по наследству, от поколения к поколению. Гончарный промысел в Акбулаке существует едва ли не с самого ХХ века, а точнее – в 1903 – 1904 гг. по пограничной с Казахстаном территории прошла железная дорога, связавшая центральные губернии России со Средней Азией. Происходило массовое заселение окрестных земель. Сюда, на целинные земли, стали стекаться переселенцы из Украины, из Белоруссии, из центральной России, принося с собою свой уклад жизни, свою культуру, свой быт, и все везли свои, усвоенные ими от дедов и прадедов ремёсла. Ремесленники, среди которых были гончары, также нашли здесь свой промысел. Посуды нужно было много поэтому гончарное дело на берегах речки Акбулачки процветало, благо глины в этих местах было много и разной. Глиняная игрушка – один из выдающихся художественных промыслов в Акбулаке, а сами игрушки уже давно стали визитной карточкой всего района. Акбулакская глина очень пластичная и имеет желтый цвет с вкраплениями слюды, что делает ее достаточно эффектной. Сюжеты игрушек незатейливы в них оживают образы и орнамент, пришедшие к нам из языческих легенд, сказок и поверий. Акбулакскую глиняную игрушку отличают особое изящество и тонкость рисунка, а также свой индивидуальный «голос» (большая часть акбулакских игрушек – свистульки). Некоторые полагают, что их «голос» намного звонче, чем у дымковской и филимоновской игрушки. Глиняные игрушки (да и не только глиняные) известны с давних, ещё языческих времён. Только игрушками (в нашем понимании) они в ту пору не были, а были изображением различных богов, олицетворением неведомых сил и стихий. Даже погремушки, и те не просто развлекали младенца, а отгоняли от него злых духов. Изготавливается игрушка в несколько этапов. Сначала глина заливается обычной водой, месится и на два – три дня оставляется «созревать», затем вновь месится – до тех пор, пока не станет податливой и пластичной. Из этого-то «теста» и лепит мастер свои игрушки. После недолгой просушки следует обжиг в печи при температуре 500 градусов. Игрушка становится легкой, прочной, звонкой. Белится, раскрашивается, покрывается лаком. Сама акбулакская глиняная игрушка занесена в федеральный реестр материально-культурного наследия.

Елховское лозоплетение.
Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетенная из трав, – прообраз современных тканей. Плетение из лозы как ремесло имеет долгую историю и возникает раньше, чем деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала. В селе Елховка Оренбургской области плетение из лозы начало развиваться в начале 20 века и было дополнительным заработком крестьян. Промысел передавался от отца к сыну. Изготавливали изделия в основном для дома: кошелки, люльки, лукошки, корзинки, отсюда и местное название плетушки. Изготавливали плетушки и для ловли рыбы Кубари (местное название «Морда»).
Плетение изделий из хвороста в быту — это кошелка и кубарь (хвостушка). Это изделие широко применяют и в наше время. Так же до 1960 года ставили плетни (изгороди), а из плетней в свою очередь делали скотные дворы. Кубарь служит для ловли рыбы. Плетеные хворостяные кошелки изготавливают разной формы и размера. Большие круглые используют для переноса соломы от стога с улицы до скотного двора. Большие квадратные кошелки используют для хранения снятых на зиму яблок, так же кладут на дозревание и хранение бурые помидоры. В таре круглой формы хозяйки хранят куриные яйца. В специально сплетенных кошелках наседки выводят цыплят.

Оренбургский пуховый платок. Оренбургская нежность.
Это исконно русское изделие народного промысла. XIX – нач. XX вв. констатируется, что «производством пуховых платков занималось в Оренбургской губернии женское население казачьих станиц – в междуречье Урала – Сакмары до Орска и далее на север – по казачьим станицам до Верхне-Уральска и Троицка.
Село Жёлтое Саракташского района как «старинный центр ажурного пуховязания», родина оренбургского пухового платка. А жительницы Пречистинки Оренбургского района вязали тёплые шали. Секреты передавались от бабушки внучке, от матери дочери. Секрет уникальности оренбургского пухового платка в козьем пухе. Такой пух добывают из шерсти коз, которые водятся только в здешних Губерлинских горах.

“Деревянная вязь”-резьба по дереву. Художественная резьба по дереву самый развитый и наиболее древний вид самодеятельного архитектурного творчества. Резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. В декоративном оформлении архитектурного облика городов и сел Южного Урала дерево издревле занимает важное место. Загадочность декоративного узорочья увлекает, заманивает в удивительный мир фантазий. Сияет на солнце рельефная резьба наличников и крылец. Золотом отливает сосновая доска, серебрится деталь из осины, мягко струится свет узорчатой березы. Узор завораживает, не отпускает от себя. Резной наличник обрамляет ажурное, словно воздушное, серебристое деревянное кружево.

Орская резьба по яшме.
Яшма является первым видом яшмы, который русские открыли на Урале. 6 августа 1735 года русский отряд во главе с командиром Оренбургской экспедиции Кириловым вышел к устью реки Орь. 15 августа здесь была заложена крепость. А на другой день Кирилов отправил императрице
донесение, в котором поздравил ее с приобретением новой России, которая, как он писал, по своим природным богатствам будет иметь не меньшее значение, нежели открытые европейскими державами “новые прославленные металлами и минералами земли”, так как по дороге к реке Ори на месте будущего города он нашел признаки медных и серебряных руд, а также порфир, яшму и мрамор. Не заметить при строительстве укреплений красивый поделочный камень было невозможно. Август 1735 года нужно считать датой “открытия орской яшмы – первой яшмы Каменного пояса”. Первые каменоломни яшм на реке Ори возникли в середине XVIII века, а в 1755 году в столицу отправился караван из 14 повозок, груженых превосходными пестроцветными уральскими яшмами. Народные ремесла Оренбургского края. Изделия из орской яшмы украшают российские и международные выставки и получают наивысшую оценку специалистов. Изделия из орской яшмы размещаются во всех крупнейших музеях страны и мира

Валенки из Краснохолма.
Где -30 -это обычное дело, без валенок просто никак. Не было до революции никаких альтернатив валяной обуви, сделанной из овечьей шерсти.
Местные валенки катают дедовским способом, вручную. Осенью, с сентября по ноябрь, закупают настоящую овечью шерсть, напитанную энергией солнца и бескрайних степей. Затем приступают к обработке сырья. Сначала шерсть вручную очищается от примесей и пыли, потом прочесывается на чесальной машине с барабаном и гребнями, превращающими шерстяную массу в пушистый ковер. Ковер сворачивается в сверток, который называется «кудель». Именно из кудели женщины валяют обувь в раскладочном цехе. Макеты для валенок по размеру в три-четыре раза больше готовых изделий. Самое сказочное превращение бесформенных изделий в аккуратную обувь происходит в цехе стирки и растяжки. Здесь работают только мужчины. В чанах с кипятком они выстирывают и выпаривают заготовки, чтобы они стали мягкими и податливыми. Затем «проваливают» их до определенных плотности и жесткости. Сформированные валенки растягиваются на механических рычагах. Здесь обувь отбивается молотком, затем в носок и пятку каждого валенка вставляются деревянные колодки, в голенище помещается деревянная распорка. Только после этого почти готовое изделие обрезается по высоте и направляется в сушильную камеру. Финальная стадия создания валенка – отделка. Руки мастериц искусно украшают катанки бисером, тесьмой, мехом и вышивкой. Валенки из села Краснохолм известны по всему региону.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.