Семья Хусаиновых – это крупнейшие меценаты-благотворители Оренбурга на рубеже 19-20 веков. Предки будущего купца переехали сюда в середине XVIII века из деревни Кибяк-Козино Казанской губернии и на протяжении нескольких поколений с успехом занимались коммерцией. В 1745 году в 18 верстах от Оренбурга появилась Сеитова слобода (с 1784 года Сеитов посад, современное село Татарская Каргала) – поселение казанских торговых татар, крупный торговый и ремесленный центр. Именно оттуда и вышли купцы Хусаиновы. Основатель фамилии, купец Хусаин Губайдуллин вел успешную торговлю со Степью, занимался благотворительностью. Однако отец, Гали Хусаинов, не был столь удачлив в делах. Разорившись, он умер в крайней нищете, оставив свою многодетную семью практически без средств к существованию. Братья рано остались без отца, даже самый старший был ещё совсем мал, и чтобы помочь матери прокормить семью.
Ахмед Галиевич Хусаинов родился в 1837 году в Сеитовской слободе (Татарской Каргале) под Оренбургом. Купец 1-й гильдии, один из богатейших людей Оренбурга. Сколотил свое состояние тяжелым трудом вместе со своими братьями Махмудом (1839-1910) и Гани (1839-1902). Уже в двенадцатилетнем возрасте Ахмед стал главным кормильцем в доме. Братья пасли скот, занимались мелочной торговлей, продавали саманные кирпичи, шкурки сусликов и своим тяжелым трудом смогли собрать первоначальный капитал. Ахмед трудился не покладая рук и в конце концов сумел скопить пять рублей, на которые основал собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем в Оренбурге. Ахмед ловил сусликов и продавал их шкурки. Так на всю жизнь к нему и приклеилось потом прозвище – «Суслик». Но надо сказать, что Хусаинов на него никогда не обижался, ведь суслики в самом деле развили его предпринимательский талант. Мальчик, продававший сусликов, чтобы не умереть с голоду, однажды стал богатейшим человеком Оренбурга, купцом первой гильдии. В руках его и братьев сосредоточилась монополия на торговлю мясом, шерстью и кожами. Они успешно торговали со среднеазиатскими купцами, поставляли регулярно продукцию на крупнейшие городские ярмарки, и даже налаживали торговые контакты на европейских рынках. Торговые партнеры ценили в Хусаиновых честность и принципиальность. Репутация купцов была такова, что порой сделки не оформлялись даже письменными контрактами, достаточно было слова Хусаиновых, которому безоговорочно верили. Но любовью народной они пользовались не только и не столько за это. Решив расширить бизнес и получить хорошо отлаженную цепочку торговых связей, братья разделились. Махмуд остался в Оренбурге, Ахмед уехал в Казань, а Гани перебрался в Казалинск (современная Кзыл-Орда). Уже после отъезда двух старших братьев и был построен этот дом на Парковом, по сути, для семьи младшего, Махмуда.
Так была выстроена крепкая торговая цепь. Ежегодно весной торговые агенты Хусаиновых закупали десятки тысяч голов скота в степях Казахстана и перегоняли их на выпасы, расположенные в Оренбургской губернии. По осени скот перегонялся с этих участков на бойню в Оренбург, далее шел на перерабатывающие предприятия, а затем в виде отдельных продуктов: мяса, сала, шкур, овчин, шерсти, кишок поступал на крупнейшие ярмарки Нижнего Новгорода, Москвы, Казани и даже на рынки Западной Европы. За несколько десятилетий совместной деятельности братья, создав преуспевающую фирму с филиалами во многих крупных торговых центрах России, а также за рубежом, заработали четыре миллиона рублей. Однако Хусаиновы были известны не столько богатством, сколько щедрой и целенаправленной благотворительностью. Хусаиновы были и щедрыми благотворителями. Братья возвели десятки мечетей в различных губерниях России. В Оренбургской губернии они открыли и на свои средства содержали около 100 мужских и более 20 женских «новометодных» учебных заведений для мусульман. Ахмед Ганиевич Хусаинов, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в старозаветных порядках, царивших в конфессиональной школе. Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще больших успехов на коммерческом поприще. Вот почему Хусаиновы осознанно и целеустремленно финансировали именно новометодные учебные заведения, оплачивая работу молодых мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалели средств на строительство школьных зданий, издание необходимой учебной литературы. Будучи сам неграмотным, старший брат Ахмет Хусаинов всячески поддерживал развитие образования, прежде всего среди мусульманской молодежи. Будучи глубоко верующими мусульманами, они особое внимание уделяли поддержке мечетей и медресе. В то же время оренбургские купцы, как и многие другие представители прогрессивной буржуазии, ясно осознавали насущную необходимость коренных реформ во всех сферах национальной жизни, и в первую очередь, в системе народного образования. В этом они видели уникальную для мусульман России возможность скорейшего приобщения к достижениям мировой цивилизации без потери национальной и религиозной самобытности.
С именем Хусаиновых была связана организация в Оренбурге товарищества печатного дела «Каримов, Хусаинов и Ко», Оренбургского мусульманского музыкально-драматического общества. Хусаиновы выступили одними из учредителей Общества скорой медицинской помощи в Оренбурге. Купцы планировали открыть «Восточное коммерческое собрание в Оренбурге» – место общения мусульманской интеллигенции и деловых кругов, элитарный клуб и культурный центр. Хусаиновы в Оренбурге оставили о себе память, прежде всего, в архитектурных образах.
На его деньги был построен комплекс «Хусаиния», в состав которого входила огромная школа-медресе. Её лучшие ученики на хусаиновские стипендии имели возможность продолжить обучение в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, а то и вовсе за границей. Из стен медресе вышло немало служителей культа, писателей, общественных деятелей. В медресе работали и учились выдающиеся представители татарской интеллигенции —Джамал Валиди, Гайса Еникеев, Сагит Рамеев, Ахмед Заки Валиди, Мирхайдар Файзи, Муса Джалиль и многие другие.
Хусаиновы были владельцами и одной из наиболее презентабельных оренбургских гостиниц – «Американской». Это была одна из немногих «перворазрядных» оренбургских гостиниц. При ней содержался «дамский салонный оркестр». Именем Хусаиновых названа одна из улиц Оренбурга в молодом районе города.
Были люди, которые не только словами, но и делами доказывали любовь к своей малой родине. Интересный экскурс в краеведение города.