1812 год в литературе и искусстве

В 2022-м году Россия отмечает 210-летие великого исторического события – победу русской армии в Отечественной войне 1812-го года. Эта война стала для Российской империи самым тяжелым и важным событием XIX века.
«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество» Так сказал Михаил Илларионович Кутузов о Бородинской битве, самом важном сражении этой войны.
Как известно, декабристы признавали себя детьми двенадцатого года. Герцен считал 1812 год важной вехой общественного движения в России. Продолжая эту мысль, Белинский писал: «Двенадцатый год, потрясший всю Россию, из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил… возбудил народное сознание и народную гордость, и всем этим способствовал зарождению публичности как началу общественного мнения».
Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие как русской национальной, так и мировой культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории России. С этой эпохой связано начало развития реалистического направления в литературе и искусстве. Под её воздействием формировалось мировоззрение А. С. Пушкина, М. И. Глинки, их современников.
События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников, музыкантов.

Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий — В.А. Жуковский, Ф.Н. Глинка, П.А. Вяземский, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов и многие другие.
Из патриотических стихотворений Жуковского, навеянных 12-м годом, наибольшую популярность получил «Певец во стане русских воинов». В «Певце» Жуковский обратился к патриарху русской поэзии Г.Р. Державину с приглашением «грянуть в струны», и семидесятилетний поэт отозвался на этот призыв «Гимном лиро-эпическим на прогнание французов из Отечества».
На события войны откликнулся и другой представитель старшего поколения, известный писатель и историк Н.М. Карамзин. После вступления союзных войск в Париж Карамзин пишет стихотворение «Освобождение Европы и слава Александра I». Он гордится русским народом, который «главы под иго не склонял», и приходит к выводу, что «победами славна лишь справедливая война».
Патриотических стихотворений тех лет известно около шестисот. Часть из них собрал В.А. Жуковский и издал в 1814 г. под названием «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году».
Рвется в бой совсем еще молодой К.Ф. Рылеев, будущий декабрист. Он первым обращается к теме партизанской войны. Его «Песнь партизанская» стала народной.

В рядах русской армии сражался Ф.Н. Глинка, известный уже в то время поэт и публицист. В минуты передышки, нередко прямо на поле боя заносил он в записную книжку свои мысли и наблюдения. Так создавались «Письма русского офицера». Ф.Н. Глинка первым в литературе назвал войну 1812 г. Отечественной. В связи с открытием в 1839 г. памятника на Бородинском поле Глинка создает «Очерки Бородинского сражения».
Откликнулся на события войны и знаменитый баснописец И.А. Крылов. Особую известность в народе получила басня «Волк на псарне». Все понимали, что Крылов высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда стало очевидно его опасное положение. Другая басня Крылова «Обоз» воздавала должное гениальной стратегии Кутузова, благодаря которой он сохранил армию и готовил ее к разгрому врага. «В необычайный год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю» – писал С. Н. Глинка, издатель журнала «Русский вестник».

Мотивами войны пронизано всё творчество поэта-партизана Дениса Давыдова. Лирический герой его стихов — лихой воин-гусар, пламенный патриот, не жалеющий своей жизни ради защиты Родины. О том, как вместе с крестьянами громил врага, рассказал Давыдов в «Дневнике партизанских действий» — цикле художественных новелл.
В 1836 г. вышли записки героини войны Надежды Дуровой под названием «Кавалерист-девица. Происшествия в России». Рассказывая о своем участии в войне, Дурова живописно воспроизводит военный быт русской армии, дает красочные характеристики Кутузову, Ермолову и др.
Участником войны 1812 г. является также А.С. Грибоедов. Вслед за комедией «Горе от ума», в которой мы слышим отголоски Отечественной войны, он задумывает трагедию «1812 год». К сожалению, был сделан только план и несколько набросков. Грибоедов хотел показать истинного героя войны и его горестную судьбу: вернулся, освободив родину, в прежнее рабство.
Двенадцатый год застал А.С. Пушкина на школьной скамье, в лицее. Многие свои строки Пушкин напоил, по его собственному выражению, «славою двенадцатого года». Тема Отечественной войны проходит через все его творчество — от юношеского стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», прочитанного на лицейском экзамене, до незаконченного повествования «Рославлев», начатого уже в зрелом возрасте и направленного против монархическо-дворянской концепции войны 1812 г., нашедшей отражение в одноименном романе М. Н. Загоскина. Сопоставляя различные мнения о причинах поражения Наполеона, Пушкин отдавал явное предпочтение патриотическому порыву русского народа, считая его главным фактором одержанной победы. В десятой главе «Евгения Онегина» он писал:
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

Особое место в художественной литературе, посвященной героической странице в истории России, занимает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» — первое художественное произведение, в котором исторически точное описание боя сочетается с высочайшим поэтическим мастерством. Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, простого солдата-артиллериста.
Это стихотворение вдохновило Л.Н. Толстого на создание «величайшего романа в мире». Семь лет напряженного труда (1863—1869) ушло на написание грандиозного произведения «Война и мир». Л.Н. Толстой изучал исторические документы, работы историков, разыскивал «сырой и жизненный материал» в письмах, записках, рассказах, совершил поездку в Бородино. Стремясь понять, какая сила поднимала на героические подвиги тысячи русских солдат в Бородинском сражении, Толстой приходит к выводу, что сила эта — патриотизм русского народа.

На события Отечественной войны откликнулся также автор широко известных в свое время исторических произведений Г.П. Данилевский, написав роман «Сожженная Москва».
Героическая тема 1812 г. с новой силой зазвучала в годы Великой Отечественной войны. В первый же год войны была написана и напечатана повесть С. Голубова «Герасим Курин». В 1943 г. вышел в свет его роман «Багратион».
Роман Л. Раковского «Кутузов» раскрывает перед читателями прекрасный образ великого русского полководца. А в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» романтические судьбы героев тесно переплетены с истинной историей нашествия и изгнания из России наполеоновских войск.
Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. В первую очередь художников привлекали образы русских военачальников.

В 1813 г. Р.М. Волков написал парадный портрет М.И. Кутузова. Более достоверное изображение М.И. Кутузова принадлежит кисти А.О. Орловского (1813). Автор не идеализирует полководца — перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать.
Одним из наиболее ярких является «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданный в 1816 году.
25 декабря 1826 года состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых и многих других славных сынов России. С этой целью в 1819 г. был приглашен замечательный английский портретист Джордж Доу. За 10 лет Доу и два его русских помощника — А.В. Поляков и В.А. Голиков — написали 332 портрета русских генералов — участников Отечественной войны и заграничных походов, ставших порой единственными изображениями героев. Этот художник некогда восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Немецкий художник-баталист и литограф А. Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых принимал непосредственное участие. Альбом Адама, несомненно, представляет большой интерес, поскольку объективно отражает события Отечественной войны 1812 г.
События войны отражены и в рисунках баварского придворного художника, члена Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Санкт-Петербурге Петера Гесса. В 1813 – 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов.

События 1812 года вызвали появление и расцвет нового жанра – патриотической карикатуры. Художник А. Венецианов в целой серии рисунков высмеял Наполеона с его претензиями на мировое господство и «великую армию» французского императора, страдающую от голода и холода и бегущую под мужественным натиском русских воинов. Художник сделал постоянными героями своих карикатур вымышленных персонажей – ратника Ивана Гвоздилу и крестьянина Долбилу, которые сокрушали французское воинство.
В картинах русского живописца Василия Васильевича Верещагина проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан».
Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора.

Столетний юбилей Отечественной войны всколыхнул интерес к ее событиям. В 1912 г. непревзойденный мастер панорамной живописи Ф.А. Рубо написал лучшую из своих панорам — «Бородинская битва», где показал один из напряженных моментов сражения в полдень 26 августа (7 сентября). На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким искусством, что нет ощущения их скученности, и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов.
Отечественная война 1812 года вызвала мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова — все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русской общественной мысли и отечественной культуры.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.