Основатели английского модернизма

В этом году исполнилось 140 лет известным английским писателям-модернистам Джеймсу Джойсу и Вирджинии Вульф. Они родились в один год примерно в одно и то же время и умерли в один год. Вместе они создали уникальный стиль в литературе, основанный на принципе потока сознания, перенеся фокус нашего восприятия с внешнего мира на внутренние переживания и ощущения человека. Их интересовали те хаотичные мысли и эмоции, которые возникают в душе человека неосознанно и передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи, ведь сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. Наглядным примером потока сознания являются сновидения. Для того чтобы в полной мере отразить поток сознания на бумаге, писатели часто полностью отказывались от пунктуации и слова в их произведениях так же перебивали друг друга и переплетались, как мысли, ощущения и эмоции героев.
Интерес к психологии человека, его потаенным переживаниям, страстям, мыслям впервые проявил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. В своих произведениях он предлагает читателям посмотреть на то, что происходит вокруг глазами его героев, увидеть события через призму их переживаний и ощущений. Ф.М. Достоевский был самым любимым писателем Вирджинии Вульф и неудивительно, что в своих произведениях она уделяла внимание именно внутренней жизни героев, а внешняя была всего лишь декорацией. Большое влияние на творчество Вирджинии Вульф и Джеймса Джойса оказали Зигмунд Фрейд и Карл Гюстав Юнг с их концепцией бессознательного, вниманием к сновидениям и психоанализу.


Интерес тот факт, что принцип потока сознания впервые использовал Лев Николаевич Толстой. В первом томе «Войны и мира» есть эпизод, когда Николай Ростов едет на лошади и засыпает:
«Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache», – думал Ростов. «Вот тебе и не таш…» «Наташа, сестра, черные глаза. На…ташка. (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми»… “Поправей-то, ваше благородие, а то тут кусты”, сказал голос гусара, мимо которого засыпая проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. “Да, бишь, что я думал? – не забыть. ‹…› Да, да! Наташку, наступить… тупить нас – кого? Гусар. А гусары и усы… ‹…› На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо”».
А это монолог Анны Карениной в ее последний день:
«Контора и склад. Зубной врач. Да, я скажу Долли все. Она не любит Вронского. Будет стыдно, больно, но я все скажу ей. Она любит меня, и я последую ее совету. Я не покорюсь ему; я не позволю ему воспитывать себя. Филиппов, калачи. Говорят, что они возят тесто в Петербург. Вода московская так хороша. А мытищинские колодцы и блины».
Центральное произведение «потока сознания» в литературе — это, конечно же, «Улисс» (1922) Джеймса Джойса, продемонстрировавшее одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода «потока сознания»: исследование внутренней жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологический анализ нередко превращается в самоцель. В этом году величайшему произведению Джеймса Джойса, которое является вершиной литературы модернизма, исполняется 100 лет. Роман повествует об одном дне дублинского обывателя еврейского происхождения Леопольда Блума (в настоящее время эта дата, 16 июня 1904 года, поклонниками романа отмечается как «день Блума»). Сюжет имеет аналогию с поэмой Гомера «Одиссея». Созвучно также имя главного героя в латинской транскрипции: Улисс — Одиссей. Другие персонажи Джеймса Джойса также аналогичны с гомеровскими. События, которые с ними происходят в течение дня, автор воспроизводит в потоке их сознания, в котором перемежается прошлое с настоящим. Сложнейшая символическая «надстройка» «Улисса» без «ключа» не может быть воспринята и требует расшифровки комментаторов. Как правило, она основана на фрейдистском понимании роли бессознательного в человеческой психике. Композиция «Улисса» — сложнейший киномонтаж из пародий, аллегорий, символики, исторических реминисценций, потоков сознания и натуралистических зарисовок.


Само построение романа — сонатное, музыкальное. Музыкальная тема занимает в «Улиссе» значительное место. Часто упоминаются композиторы, певцы, «звучат» известные арии, песенки. Объяснений этому несколько. Во-первых, музыка, как и искусство, — неотъемлемая часть жизни человека. Во-вторых, Дублин рубежа веков — один из самых музыкальных городов мира: здесь гастролировали почти все европейские оперные знаменитости, и музыка составляла постоянную тему разговоров дублинцев. В-третьих, в жизни самого Джойса музыка играла важную роль: он пел, и ему прочили карьеру певца.
Самым известным произведением Вирджинии Вульф, построенным по принципу потока сознания является «Миссис Дэллоуэй». Все действия, за исключением ретроспективных, происходят июньским днём 1923 года в Лондоне. Вулф намеренно размывает границу между прямой и косвенной речью, свободно меняет тип повествования, включая описания и внутренние монологи. Благодаря избранной манере в центре внимания автора — «не сам человек в его неразрывном единстве внутреннего и внешнего, личного и социального, а лишь фактура человеческого сознания, психологическая реальность как таковая: наплывающие друг на друга ассоциации и воспоминания, летучие мысли и неуловимые оттенки чувств, зыбкие настроения и всплески эмоций».


Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф являются самыми выдающимися представителями модернизма в британской литературе. Модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира.
Сотрудники нашей библиотеки организовали очень интересную книжно-иллюстративную выставку в стиле нуар, посвященную юбилею этих выдающихся гениев. На ней представлены их произведения, книги, посвященные их жизни и творчеству, а также газеты и журналы с довольно любопытными статьями о них. Данная выставка вызвала живой интерес среди наших читателей. Они с удовольствием изучали материалы, представленные на ней. К сожалению, нам не удалось организовать большой выставки, посвященной этим писателям, так как в фонде нашей библиотеки очень мало их произведений, а также книг, посвященных им. Поэтому у нас большая просьба к вам. Если у вас дома есть произведения Джеймса Джойса и Вирджинии Вульф и вам не жаль с ними расстаться, подарите их нашей библиотеке. Мы вам будем очень благодарны!)

Один комментарий к “Основатели английского модернизма

  1. Узнала много нового и интересного, захотелось почитать и перечитать произведения авторов.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.