Добрый волшебник Е. Шварц

Сегодня исполняется 125 лет величайшему сказочнику XX века, замечательному писателю и драматургу Евгению Львовичу Шварцу. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти его имя стало символом детства, добра и любви. Им написаны с детства всеми любимые «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и многие другие. Его пьесы и сказки давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь».
Евгений Львович прожил не очень длинную, но яркую, насыщенную и очень интересную жизнь. В ней было многое: война и любовь, опасности и триумфы, сложности и удачи. Его творения по праву принадлежат к классике мировой литературы. Особенностью его произведений является глубокий философский подтекст при видимой простоте и даже узнаваемости сюжетов.
Будущий писатель родился в Казани в 21 октября 1896 года в семье православного еврея Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Щелковой, они оба были медицинскими работниками. Казань была для Шварца только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось увидеть. В 1898 г. Льва Борисовича арестовали по подозрению в революционной агитации. В связи с этим семья Шварца начала подвергаться гонениям. Они часто меняли место жительства и, в конечном счете, обосновались в Майкопе (столица Республики Адыгея), где прошло все детство Евгения. С детства Женя не любил сказок с плохим концом. Его мама даже активно пользовалась этим: когда ей надо было заставить сына есть котлеты, она рассказывала сказку, герои которой оказывались в опасном положении, и обещала, что если он не доест, все они утонут. Именно «майкопская» юность привнесла в произведения Шварца какую-то неуловимую ностальгию по неизведанному. Именно здесь, на Кавказе, имеющем самобытную культуру с массой легенд, сказаний и флером Востока, он учился создавать собственные истории.


В 1914 году он поступил в университет им. Шанявского в Москве на юридический факультет. Но через пару лет понял, что это не его призвание и решил посвятить себя литературе и театру. Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.
А потом началась война, юного Шварца призвали в армию, а в октябре 1917 года он стал прапорщиком. Во время Гражданской войны он воевал в Добровольческой армии, где был тяжело контужен, после чего несколько месяцев провел в госпитале.
После Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет. В то же время, он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым и начал работать в театральной студии. Поначалу он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание — быть писателем. Но воплотить свою мечту удалось не сразу. Поначалу Шварц оставался в театре в качестве актера и режиссера, а оказавшись в Петрограде, стал секретарем у Корнея Чуковского. Именно в Петрограде Шварц начал писать фельетоны и рассказы, а также стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж». Интересен факт, что первые произведения он публиковал под псевдонимом «Дед Сарай». В 1924 г., в год смерти Владимира Ленина, Евгений Львович написал произведение «Рассказ старой балалайки». Когда его прочитал Самуил Маршак, он по достоинству оценил творчество начинающего писателя.
Свою первую пьесу, «Ундервуд», Шварц написал в 1928 году. И через некоторое время она принесла ему известность в литературных кругах.
Свою следующую пьесу, «Пустяки», Шварц создал для кукольного театра. В период с 1934 по 1936 годы были написаны пьесы «Клад», «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Похождения Гогенштауфена» и «Красная шапочка». В 1939 году Евгений Шварц закончил работу над пьесой «Снежная королева». В том же году свет увидела пьеса «Кукольный город», а в 1940 году писатель закончил работу над пьесами «Тень» и «Брат и сестра». 1941 год ознаменовался пьесами «Наше гостеприимство» и «Под липами Берлина». Второе произведение вышло в соавторстве с Михаилом Зощенко. В 1942 году Шварц написал «Далекий край», в 1943 году — пьесу «Одна ночь», а в 1944 — «Дракон».


В 1946 году читателям была представлена пьеса «Сказка о храбром солдате», в 1948 — «Сто друзей», в 1953 — «Два клена», а в 1956 году — «Обыкновенное чудо». Евгений Шварц активно писал сценарии, по которым в дальнейшем были поставлены замечательные художественные фильмы. Свой первый сценарий, по которому был снят немой фильм «Товарный» 717», Евгений Львович написал еще в 1931 году. Затем были сценарии «Разбудите Леночку», «Леночка и виноград», «Доктор Айболит» и «Зимняя сказка». Перу Евгения Шварца принадлежат сценарии к таким известным фильмам как «Золушка», «Зимняя сказка», «Первоклассница», «Снежная королева», «Марья-искусница» и «Дон-Кихот».


Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны. Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».


Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В этот период он начал работу над одним из самых популярных своих произведений — пьесой «Обыкновенное чудо».
Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича — гуманным и своеобразным талантом.
Евгений Шварц скончался 15 января 1958 года в Ленинграде. Его последние слова: «Катя, спаси меня», были обращены к супруге. Она пережила Евгения Львовича только на два года.


Представить себе его полное собрание сочинений невозможно. Пьесы-сказки Шварца, конечно, знают все. Но они разве что сотая часть. «Пишу все, кроме стихов и доносов», – говорил Чехов, любимый писатель Шварца. Шварц сделал исключение только для доносов. И умудрялся никогда не халтурить, радуясь удачной подписи под картинкой не меньше, чем гениальным афоризмам в «Драконе» или «Обыкновенном чуде». Он писал стихи, и очень хорошие, сочинял фельетоны, рассказики, сказки, смешные подписи под смешными картинками для замечательных детских журналов «Чиж» и «Ёж», сатирические обозрения для Аркадия Райкина и кукольные пьесы для Сергея Образцова, сценарии для детского классика Роу и взрослого классика Козинцева, либретто для балетов и репризы для цирка, писал мемуары, стесняясь самого этого слова и называя их «сокращенным» словечком «ме». После смерти писателя обнаружился огромный том замечательных, беспощадных, точных и пронзительных воспоминаний и мемуаров. А какие письма он писал своей второй жене, Екатерине Ивановне, и друзьям! Шварц никогда не считал себя великим писателем. Мысль о том, что его письма хоть когда-нибудь будут опубликованы, не приходила ему в голову. Но если вы прочитаете письма Шварца, то увидите, что по своим чисто художественным достоинствам они совсем не уступают эпистолярному наследию даже такого мастера этого жанра, как Чехов. «Мрачные мысли запрещены. Запрещены навсегда и на всю жизнь». Это что? Реплика из пьесы? Нет, это строка из сугубо частного письма к жене. В пятьдесят лет он уверял друзей, что только ещё созревает для настоящей литературы. “Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса!” – эти слова были кредом его жизни и его творчества.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.