В ссылку! В Оренбург! Часть II

Продолжаем знакомить вас с выдающимися личностями, бывшими в ссылке в Оренбуржье.

Александр Александрович Алябьев

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье губернатора Александра Васильевича Алябьева.
Важным событием в культурной хронике Оренбурга первой половины XIX столетия явилось пребывание в городе известного русского композитора Алябьева, автора ряда популярных вокальных и камерно-инструментальных произведений. Современник М. Глинки и А. Даргомыжского, музыкант с 1833 по 1835 годы жил и работал в Оренбуржье, своим творчеством оказав серьезное влияние на развитие музыкальной культуры города и губернии. Судьба забросила Алябьева в Оренбургский край не случайно. В конце 20-х годов, в Москве проходил по делу об убийстве коллежского советника Т. Времева. Вина Алябьева не была полностью доказана, однако, оставшуюся часть жизни музыкант вынужден был провести в изгнании, проживая под надзором полиции в Сибири, на Кавказе, Урале и Подмосковье. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам.
С первых дней пребывания в Оренбурге Алябьев стал активным участником концертов, в которых звучала его музыка. По сути Алябьев был первым профессиональным композитором, создавшим в Оренбурге произведения в различных жанрах. Благосклонное отношение к нему местных властей, в частности, военного губернатора В. Перовского, благотворно сказалось на деятельности музыканта, создавшего произведения в различных жанрах: от вокальной миниатюры, хоров, до сочинений крупной формы (сонаты, трио, увертюры) и даже оперы. Первый из хоров – гимн «Боже, царя храни» написан в феврале 1834 года на слова поэта В. Жуковского. Посвятив его В. Перовскому, своему благодетелю Алябьев был уверен, что военный губернатор, представив произведение Императору Николаю I в качестве варианта государственного гимна. Девятилетняя история связей композитора с Оренбургским краем, сыграла важную роль в жизни музыканта. Необычайная природа, многонациональный быт, азиатский фольклор произвели на него неизгладимое впечатление и существенно повлияли на творчество.
с 27.11.2002 имя А. А. Алябьева носит детская школа искусств №9
(город Оренбург, ул. Центральная, д. 16/2)

Ян Викторович Виткевич

Ян Викторович Виткевич российский офицер, востоковед, путешественник, выдающийся российский разведчик, первый посланник России в Кабуле.
Родился 24 июня 1808 года в семье мелкопоместных польских шляхтичей в местечке Пашяуше не далеко от Вильнюса. В 1823 году за участие в тайной подпольной польской, антиправительственной организации «Чёрные братья» был приговорён судом к сдаче в солдаты «без выслуги лет». Хотя сам он происходил из русской шляхты Западного края. С марта 1824 года начал службу рядовым в Орской крепости в 5-м линейном батальоне Отдельного Оренбургского корпуса. Благодаря хорошим способностям к языкам, свободно говорил на немецком, английском, французском, польском и русском; в короткое время овладел персидским (фарси) и наречиями тюркских языков (узбекский, киргизский, чагатайский). Его заметил генерал-губернатор Оренбурга Перовский, потому как юноша был умен, образован, знал четыре языка. Энциклопедически образованный полиглот Ян Виткевич, который был сослан сюда после разгрома Польского восстания 1830-31 годов – впоследствии выдающийся российский разведчик. В 1831 году был переведён в Оренбург в Оренбургскую пограничную комиссию в качестве переводчика сопровождал путешествовавшего по Оренбургскому краю немецкого ботаника Лессинга), выполнял поручения разведывательно-дипломатического характера. В качестве офицера также участвовал в вооруженных столкновениях с приграничными бандитскими шайками киргиз-кайсаков. Он работал помощником и адъютантом самого генерал-губернатора Оренбурга Василия Перовского, представлявшего собой не просто обычного «главу администрации» своего времени, но одновременно и командующего войсками пограничного округа и даже, по большому счету, «наместника» царя с очень большими полномочиями. Ян Викторович занимался и неофициальной, разведывательной работой, разбираясь в хитросплетениях местной политики, раскладах между враждующими феодальными родами, интересами местных купцов и т.д. О чем и составлял подобные записи-отчеты. Виткевич стал одним из лучших русских разведчиков начала 19 века. Тайно путешествовал по Средней Азии, потом он был первым русским послом в Кабуле. В 1837 году его отправили с секретной миссией в Кабул. Виткевич был переводчиком во время секретных переговоров посланца афганского эмира с русскими властями. Ян Виткевич вернулся в мае 1839 года, однако через неделю был застрелен в гостиничном номере при загадочных обстоятельствах.
Юлиан Семёнов посвятил личности Виткевича свою повесть «Дипломатический агент» (1958 год).
Ян Виткевич также является главным героем книги Михаила Гуса «Дуэль в Кабуле».
Ян Виткевич является главным героем исторической миниатюры Валентина Пикуля «Опасная дорога в Кабул»
Ян Виткевич является прототипом главного героя, русского офицера, поручика Алексея Налымова в кинофильме узбекского режиссёра Латифа Файзиева «Служа отечеству» (1981 год).
Ян Виткевич является главным героем документального фильма «Я, как пламя свечи …» (2014 год), реж. Сергей Стафеев
Виткевич является героем произведения Н. А. Халфина «Возмездие ожидает в Джагдалаке. Победные трубы Майванда».
Имя Яна Викторовича Виткевича навсегда останется занесенным «золотыми буквами» в список настоящих героев, офицеров, незаурядных разведчиков и дипломатов, истинных патриотов нашей великой Родины, России…

Николай Галактионович Смирнов

Николай Галактионович Смирнов родился в 1783 году. Из духовного сословия и был казенным воспитанником Санкт – Петербургской медико – хирургической академии, которую закончил с золотой медалью в 1822 году. В том же году его определили в лейб – гвардии Финляндский полк. В 1824 году Смирнов стал штаб – лекарем. У Н. Г. Смирнова на квартире жил декабрист Н. Р. Цебриков, после разгрома восстания на Сенатской площади в его квартире укрылись Н. Р. Цебриков и Е. П. Оболенский которому он оказал медицинскую помощь. Смирнов был арестован. Высочайше повелено перевести в Оренбург или куда подалее. После восстания, в связи с близостью Смирнова к ряду декабристов, его перевели на службу в Отдельный Оренбургский корпус. В конце 1825 года Н. Г. Смирнов, прибыл в Оренбург где был оставлен при местном гарнизонном госпитале. Это было единственное лечебное учреждение в огромном крае простиравшемся от Камы до Каспия и от Волги до Урала. Первым лечебным учреждением стал утвержденный высочайшим указом императрицы Анны Иоановны госпиталь для солдат, расположенный в центре города ( ныне улица Брыкина ) в каменном помещении. В 1826-1833 он был ординатором, а затем старшим лекарем Оренбургского военного госпиталя. Все 8 лет пребывания в Оренбурге Смирнов находился под тайным надзором полиции. Настоящим врачебным и гражданским подвигом явилась деятельность декабриста Смирнова в период эпидемии холеры в 1829 -1833 гг. Он явился инициатором создания первого в России холерного отделения при Оренбургском гарнизонном госпитале и возглавил его. В сентябре 1829 года Н. Г. Смирнов первым поставил диагноз холеры, сделав об этом письменное донесение местным органам и в Медицинский совет при Министерстве внутренних дел. Впервые в России определил заболевание заразным, ввел карантинные мероприятия, применил впервые хлор как дезинфекционное средство. Было разработано первое в стране наставление по холере «для простого народа», которое распространялось на арабском и русском языках вместе с требования соблюдения карантинных мер. Провел большую работу во время холерной эпидемии 1829 -1833. Внимание медицинской общественности было приковано к Оренбургу. В борьбе с холерой заслуги врача – декабриста оказались настолько велики, что, несмотря на поднадзорное положение ему присвоили звание коллежского – ассесора и в 1833 году разрешили перевод в Гродненский военный госпиталь. Служил в Перми до 1835. Умер в 1838 году в Перми. Лечебным учреждением была городская больница, открытая в 1857 году. Известно, что она располагалась в Шапошниковой богадельне напротив Петропавловской церкви (здание снесённой школы № 33). Больница меняла названия и место расположения, пока, наконец, не нашла пристанище вместе с приютом для подкидышей под названием Александровская больница по современному адресу: ул. Постникова, 11 (бывшее здание скорой медицинской помощи).

Один комментарий к “В ссылку! В Оренбург! Часть II

  1. Узнаю много нового из ваших публикаций, но мне, как музыканту, не хватило музыкального произведения А.А.Алябьева в данной подборке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.