АРХИТЕКТУРНЫЕ СИМВОЛЫ ОРЕНБУРГА

185 лет зданию Краеведческого музея, 170 лет Караван Сараю, 165 лет зданию музея истории Оренбурга, 144 года  зданию вокзала, 135 лет Никольскому собору)

   Изначально строительство Оренбурга началось в долине реки Яик (Урал) в устье реки Орь. Он строился в 1735 году как город-крепость для защиты юго-восточных границ России. По реке Орь и возникло название.

Место выбрал начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кириллов. После его смерти этот пост занял В.Н. Татищев, которому решение предшественника не понравилось. Тем более, весной местность затапливалась. В 1741 году город заложили ниже по течению реки Яик в урочище Красная Горка, но достроить не успели. Новый начальник И.И. Неплюев в 1742 году выбрал уже третье место, которое и является историческим центром современного города. Таким образом, годом основания Оренбурга считается 1743 год. Город находится на реке Урал, близ устья его правого притока Сакмары. А на месте первоначального основани я Оренбурга стоит город Орск.

Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей История здания, в котором сегодня находится музей, восходит к первой половине 30-х годов XIX века, ко времени губернаторства В. А. Перовского. Тогда это было частное владение винного откупщика А. И. Еникуцева, построенное на месте старых винных подвалов. Позже в нем разместилась генерал-губернаторская канцелярия, а затем контрольная палата государственного контроля и ревизии. В 1946 году здание отдали музею. Сам музей был основан в 1831 году. На здании музея установлен барельеф в честь его основателя, Оренбургского военного губернатора П.П. Сухтелена. В 1852 году здание вместе с двумя дворовыми флигелями было приобретено в казну для канцелярии генерал-губернатора В. А. Перовского. После упразднения генерал-губернаторства, в городском особняке с 1881 года размещались административные учреждения, а в 1946 году здание было передано Оренбургскому краеведческому музею.

Караван-сарай в Оренбурге был построен в 1837-1846 годах. Строительство караван-сарая диктовалось практическими нуждами. Российская империя в это время активно действовала в мусульманских регионах – на Кавказе и в Средней Азии. Караван-сарай был необходим, чтобы у солдат и офицеров Башкиро-мещерякского войска было в Оренбурге место, где они могли собираться.

Инициатор строительства караван-сарая оренбургский военный губернатор Василий Перовский говорил, что «приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе».

Караван-сарай – единственный проект, в котором А. Брюллов использовал элементы восточной архитектуры. В остальных случаях он обращался к европейскому архитектурному наследию.

Казанский кафедральный собор.

Вы знаете, о каких событиях 30-40-х годов XX века напоминает поклонный крест в сквере у Дома Советов в Оренбурге? Да, он находится на месте взорванного при советской власти Казанского кафедрального собора – одного из красивейших храмов своего времени. 

В 1873 году оренбургский губернатор Николай Андреевич Крыжановский, в год столетия со дня смерти первого губернатора края Ивана Неплюева, решил построить большой собор и увековечить таким образом его память. Было решено объявить сбор пожертвований.

Деньги собирали всем миром, если свидетельства, что материальную помощь оказывали не только православные, но и мусульмане.

Строительство велось на месте, где сейчас располагается фонтан у Дома Советов, Освятили собор в 1895 году. В год постройки современники называли его третьим по величине и красоте в России, после Храма на Крови и Исаакиевского собора.

Казанский кафедральный собор простоял всего около 40 лет. Советская власть решила храм уничтожить: первый взрыв прогремел ранним майским утром 1932 года, но окончательно разрушили его лишь через четыре года. Его растащили по кусочкам, кирпичи пошли как на благоустройство городских достопримечательностей (например, спуска к реке Урал), так и на личные нужды оренбуржцев. Развалины лежали на этом месте вплоть до 1937 года.

В 1936-1940 годах рядом с собором построили Дом Советов, а на месте религиозного сооружения возвели сквер с фонтаном.

Муниципальный историко-краеведческий музей в Оренбурге. Расположен в историческом здании середины XIX века, являющемся памятником федерального значения. Здание Музея истории Оренбурга было построено во время второго правления Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 годы) в стиле «неоготика» (или «псевдоготика»). Историограф Оренбурга П.П. Столпянский писал в XIX веке: «Город Оренбург обязан Перовскому построением чуть ли не трёх четвертей настоящих зданий: Караван-Сарай, Контрольная палата, Общественное собрание, дом Казённой палаты, казармы – всё построено при Перовском. При Перовском же было обращено серьёзное внимание и на благоустройство города». Всё это объяснялось тем, что Василий Алексеевич стремился придать провинциальному Оренбургу облик столичного города. Во время его правления появляются общественные здания и учреждения, строятся каменные дома, входят в моду балы, городские гулянья.

 «гауптвахта».

 Средства на постройку нового здания казначейской кладовой были собраны с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем». По указу властей в 1930-х годах часы-куранты с башни гауптвахты были перевезены в Самару для строящегося здания окружного Дома офицеров. Музей открылся в 1983 году как отдел досоветского периода истории России Оренбургского областного краеведческого музея, в 1989 году преобразован в самостоятельный Музей истории Оренбурга. В составе основной экспозиции в залах музея – экспонаты, повествующие об основании города, Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва, пребывании в Оренбурге А. С. Пушкина, быте оренбуржцев в XIX – начале XX века.

Здание вокзала

Железная дорога до Оренбурга проложена в 1877 году. В центре города на Привокзальной площади, также в далеком 1877 году, было сооружено вокзальное здание, выполненное из кирпича, став символом блестящей инженерной мысли. Вокзал открылся одновременно с началом движения по новой железной дороге. Один из современников описывал его так: «Вокзал был светлым, поместительным, с высокими потолками, поддерживаемыми при помощи очень нарядных и прочных чугунных пилястров». Здание вокзала было двухэтажным, однако за счет башенных пристроек выглядело выше, чем на самом деле. Центральный вход украшали полуколонны, балкон, лепнина на стенах и карнизах. Тут же находился парадный подъезд для конных повозок. Тогда вокзал вмещал помещения специального назначения, в том числе кабинеты дежурного по станции и начальника станции, и квартиры служащих. Здание было просторным и светлым, благодаря большим окнам и керосиновым фонарям, которые зажигали вечером.

Существуют, например, документальные свидетельства того, что одним из первых пассажиров, который посетил вокзал, был Лев Николаевич Толстой. Николай Прянишников в своей книге «Писатели-классики об Оренбургском крае» приводит любопытные данные. Из переписки с женой известно, что путешествующий по России граф собирался сначала сделать остановку в Бузулукском уезде, чтобы посетить свое имение в шестидесяти верстах от села Богатое, а уже после намеревался продолжить поездку в Оренбург. Но он не был уверен, что «чугунка» уже готова, и допускал, что придется ехать на лошадях. Однако 7 сентября 1876 года писатель телеграфировал жене из Самары, что ему «устроили билет по железной дороге на Оренбург», и он «едет нынче». Получается, что Толстой воспользовался железной дорогой и посмотрел на вокзал еще до официального открытия.

    Кроме того, на вокзале бывал и цесаревич Николай Александрович, когда он в 1891 году знакомился с Российской империей перед восшествием на престол.

Оренбургский вокзал открылся после реконструкции 25 января 2007 года.

Пётр Ива́нович Рычко́в (1 октября ст. ст. 1712, Вологда — 15 октября 1777, Екатеринбург) — русский чиновник, географ, историк и краевед. Известен главным образом как первый историк Южного Урала.

Неплюев считал его своим главным помощником и разрабатывал с ним разные проекты; для проведения, например, проекта о торговле России с Индией он посылал Рычкова в Санкт-Петербург. Петр Иванович Рычков — известный российский ученый, изучавший историю Оренбургского края, экономику, этнографию, автор знаменитой «Истории Оренбургской», составитель «Топографии Оренбургской губернии», член-корреспондент Академии наук России. В 1734 году он направляется в Оренбургский край в качестве бухгалтера в экспедиции И.К. Кириллова — обер-секретаря Сената.

Во время Крестьянской войны более 5 месяцев Оренбург находился под осадой армией Пугачева (с 5 октября 1773 года по 23 марта 1774 года). Штаб Пугачева размещался в поселке Берды. После разгрома пугачевцев императрица Екатерина II переименовала Яицкое казачество в Уральское, реку Яик – в Урал, а Оренбургу подарила крест Андрея Первозванного, изображенный на городском гербе.

Елизаветинские ворота – подарок нашему городу от императрицы Елизаветы Петровны. Были доставлены в Оренбург в благодарность за успешно подавленное губернатором Неплюевым башкирское восстание, вспыхнувшее в степях в далеком 1755 году.

 Собор Николая Чудотворца — кафедральный собор Оренбургской области, митрополии и епархии, один из наиболее посещаемых храмов Оренбурга, находящийся в центре города на улице Чкалова. Здесь хранится Табынская икона Божией Матери.

История

Каменная церковь на месте собора была основана в 1883 году казаками Оренбургской станицы на средства прихожан и освящена 4 мая 1886 года.

В 1936 году храм святителя Николая был закрыт, но не разрушен. В его здании вначале размещалось общежитие, а после 1942 года — эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы НКВД.

12 апреля 1944 года храм был вновь открыт, а с 1955 по 1958 год заново расписан. Церковь вернулась к прихожанам обветшавшей, без икон, без иконостасов и без престолов. Новый иконостас собора, выполненный в стиле позднего ампира по проекту епископа Михаила (Воскресенского), был освящён 15 марта 1959 года

Памятник оренбургскому казачеству — один из самых высоких в городе, его высота — около 13 метров. На постаменте возвышается яицкий казак-победитель на коне — бронзовая память доблестным подвигам оренбургского казачества.( 2007)

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.