Экологическое пророчество в произведениях С.Т. Аксакова

1 октября исполняется 230 лет выдающемуся русскому писателю и нашему земляку Сергею Тимофеевичу Аксакову. Его любовь к природе была безгранична, и в своих произведениях он воспевал ее невероятную красоту. Нет в России другого писателя, так полно и мощно, так язычески связанного с природой. Может быть, прошлое, прозревая будущее, готовило нам его слово, как надежду на спасение. И если его современники не расслышали в гармонии его искусства диссонансов, вносимых человеком – «заклятым и торжествующим изменителем лица природы», это нужно учиться делать нам на катастрофически загрязнённой нами планете.
Природа дает человеку все необходимое для его существования. Обернувшись по сторонам, сложно не заметить, как же все- таки прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её! И здесь важны уроки, которые дают в своих произведениях руссике классики. Так С. Т. Аксаков своими рассказами о природе показывает своё отношение к ней, как ему дорог каждый листочек, как прекрасна природа в своём величии.


Бывает: далеко от замусоренного и загазованного шоссе, от разрушающих слух индустриальных шумов набредёшь на блистающую клейкими листьями березовую рощицу, на ещё нехоженую в эту весну полянку, сладко рухнешь наземь, навзничь на яркую траву, дашь солнечным пятнам вольно скользить по лицу… И эта полянка с первобытно-прекрасным дыханием молодой травы и листьев, с тенями, лёгким ветром и высокими облаками вдруг покажется тебе образом творчества Аксакова.
Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И – в свои младые годы.
Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков все жизнь неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он, прежде всего, наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения. Они вводят взрослого и ребенка в сокровенную жизнь природы, учат наблюдательности, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по всей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины.
Первым произведением Аксакова был природоведческий очерк «Буран», который и по сей день занимает достойное место в области пейзажной словесности. А.С. Пушкин писал, что когда он описывал метель в «Капитанской дочке», он вдохновлялся именно этим рассказом С.Т. Аксакова.


Огромный успех имели и написанные позднее «Записки об уженье рыбы» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии». Обе эти книги имели популярность далеко за пределами специального интереса охотников и рыболовов. Они выдержали несколько изданий еще при жизни автора. Рыболовные и охотничьи произведения Сергея Тимофеевича Аксакова-явление уникальное в истории не только русской, а пожалуй, и мировой литературы. Природа в «Записках об уженье рыбы» видится автору и главному действующему лицу евангелием язычника с его обожествлением стихийных сил мирозданья.


«Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскуственность жизни, простота отношений! Туда бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных забот и попечений! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, – улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит

в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всей пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собой, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений – эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…»


Позвольте, возразит ироничный современник, аксаковские идиллические картины и чувства давно стали музейными экспонатами! Увидел бы он сейчас разорённые социальными экспериментами деревни, зловонные стоки вместо прозрачных рек с прозрачными стрекозами! В том-то и дело, что художник-мыслитель предсказывал такое будущее. Но его не услышали…
Ещё не родился В. И. Вернадский с его всеобъемлющей теорией ноосферы, радикально меняющей представления о незыблемости природной среды, ещё далеко до тревожного понятия «экология», а у Аксакова вырывается пророческое предвидение беспощадной тяжбы цивилизации с породившей её Матерью-Землей. Не видимое ещё никем, для него становится ясным фактом «оскорбление людьми жизни природы». Экологические предупреждения, как сказали бы сейчас, сквозят и в его произведениях.
Аксаков привлекает внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительность отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.
Рядом с чувством восхищения родной природой в произведениях С.Т. Аксакова соседствуют тревога и страх потерять эту красоту. Писатель в полной мере ощущал еще в XIX веке, как безвозвратно исчезает природная красота под воздействием человека, как беднеет ее флора и фауна. Он чувствовал, что многих животных и птиц будущие поколения людей смогут увидеть лишь на картинках в книгах, а вместо прекрасных живописных пейзажей вокруг останутся руины хозяйственной деятельности человека. И он оказался прав. Все его пророчества сбылись в полной мере. Сегодня, читая его произведения, посвященные прекрасной природе Оренбургского края, мы действительно можем увидеть большинство животных, о которых он рассказывает, только на картинках в книгах, или интернет-пространстве. Мы живем в пластиковом мире, дышим загазованным воздухом и лицезреем мусорные свалки. Природа отравлена человеком настолько, что происходят постоянные природные катаклизмы. Прошедшее с кончины С. Т. Аксакова время показало, по выражению Гёте, «что весит человек на весах человечества». ХVIII век, закат которого застал в раннем детстве писатель, был, пожалуй, последним веком уходящего единства человека и окружающей его живой природы. Может быть, как никто, понимая это, С. Т. Аксаков спел свою песню прощания с потерянным раем человечества.
Читайте книги С.Т. Аксакова, берегите природу, старайтесь не наносить ей вреда! Давайте попробуем все вместе сохранить хотя бы то, что от нее осталось.

Один комментарий к “Экологическое пророчество в произведениях С.Т. Аксакова

  1. Как интересно! Конечно, нужно обязательно беречь родную природу, это наш дом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.