Час милосердия “Сироты в детской литературе”

Безумный мир, обиженные дети,
Куда летишь, куда несёшься ты?
Вся красота, всё золото на свете
Не стоят и слезинки сироты.

Давно было замечено, что общество определяется тем, как оно относится к наиболее беззащитным – старикам и детям. А особенно к тем детям, у которых нет естественных защитников – родителей. Жалеет ли общество обездоленных детей, поддерживает, помогает им встать на ноги и стать полноценным членом этого самого общества – или прогоняет с порога прочь, обделяет даже минимальным пропитанием, насмехается и оставляет в одиночестве со своими проблемами? Отношение к сиротам в обществе разных стран и эпох неизменно находит отражение в художественной литературе.



15 июня в нашей библиотеке прошёл час милосердия «Сироты в детской литературе: от Диккенса до наших дней» для детей из пришкольного летнего лагеря «Ромашка». Библиотекарь подняла проблему сиротства и трудностей, с которыми она связана. Кто может быть беззащитнее сироты? Потребность в опеке, в родителях, которые обеспечивают стабильность мира маленького ребенка, является одной из базовых потребностей. Лишенный родительской заботы, сирота «открыт всем ветрам». Проблема бездомных детей, сирот была актуальна во все времена. Сиротство является одной из острейших, массовых и социально опасных явлений в обществе, ведь если их не поддерживать с детства, когда они ещё не могут сами себя обеспечить и защитить, – то они или погибнут, или научатся всего добиваться сами, любыми доступными им методами. В результате они рискуют пополнить ряды несовершеннолетних преступников, от которых беда придёт всему обществу, которое не поддержало вовремя несчастных малышей. «Не строй церковь – пристрой сироту», «Сироту воспитать – что храм возвести», – утверждают пословицы.

Библиотекарь рассказала о сиротах в русских народных сказках. Ведь сказки отражают повседневную жизнь разных людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. В сказках «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» осиротевшие персонажи терпят притеснения со стороны мачехи и сводных сестер, остаются без присмотра и подвергаются опасностям.

На книжно-иллюстративной выставке ребята смогли ознакомиться с самыми разными художественными книгами по этой теме, которые повествуют об их ровесниках. Библиотекарь рассказала о том, как по-разному складывается судьба у детей, оставшихся без родителей в зависимости от страны и эпохи. Около 200 лет назад В. Гюго описал нелёгкую жизнь юной Козетты. Около 150 лет назад писал жалостливое письмо дедушке Ванька Жуков из рассказа А. П. Чехова. И до сих пор эта тема остаётся непростой. Например, наша современница Дина Сабитова – педагог и мать троих детей, один из которых приёмный, – написала несколько книг о сложностях в общении с приёмными детьми и о том, что все эти сложности стоят того, чтобы выправить судьбу маленького человека.


Ребята прониклись сочувствием к своим ровесникам, оставшимся без родителей. Задумались над тем, сколько им дают мама и папа, благодаря которым у них есть обед и одежда, и крыша над головой, и поэтому они имеют возможность заниматься только своим образованием, интеллектуальным и духовным трудом, не беспокоясь о хлебе насущном. Пока у нас есть каждодневная забота родителей – она представляется нам чем-то само собой разумеющимся, незаметным. А ведь дети прошлых столетий, лишённые этой заботы, вынуждены были зарабатывать себе на пропитание тяжёлым физическим трудом, который не отменял и учёбу: если была возможность – то обучение грамотности, а если нет – то хотя бы какому-то ремеслу, которое не даст умереть с голоду. Юные посетители библиотеки поняли, как много делают для них родители, и поэтому необходимо помогать им в домашних делах, ведь только так вырастешь достойной личностью, способной отплатить добром за добро.

Книги помогают нам расти нравственно и прочувствовать ситуации, с которыми мы могли не сталкиваться в реальной жизни. Не у многих из нас найдётся знакомый – круглый сирота. Однако по

одному родителю встречается нередко. «Без отца – полсироты, а без матери – вся сирота», – гласит русская пословица. Школьники осознали, насколько тяжелее воспитывать ребёнка в одиночку, насколько легче попасть в сложную жизненную ситуацию. Поэтому стоит проявить больше сочувствия к детям, у которых нет папы или мамы. Обретя поддержку друзей, они смогут восполнить то, чего им не хватало в жизни, и вырасти более счастливыми людьми.

Тема сиротства – однозначно тяжёлая, ведь маленький человек, ещё ничего не осознавший в жизни, остаётся без самых близких людей, которые самой природой были предназначены для того, чтобы обучать и защищать его. Оставшись без морального ориентира, без защиты от агрессивного внешнего мира и от бессовестных взрослых, использующих наивность ребёнка в своих корыстных целях, – такой ребёнок может легко свернуть не туда и пойти по скользкой дорожке преступности. Сколько их было таких – воришек, попрошаек от безысходности. И насколько редко их истории заканчиваются счастливо, как в романе Ч. Диккенса. Книга Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» – это история о мальчике, который рос в сиротском приюте, страдал от голода и нищеты, но потом взял судьбу в свои руки и сбежал навстречу неизвестности, пережил немало опасных приключений, но всё-таки обрёл счастье в жизни. Это первый роман в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. Рассказывая о ребёнке с непростой судьбой, автор показывает срез всего английского общества того времени, эксплуатацию детского труда, равнодушное отношение правительства к тому, что пронырливые взрослые вовлекают детей в преступные шайки. Глазами ребёнка, оставшегося без поддержки самых близких людей, мы видим социальную несправедливость без прикрас.



Хорошо, когда государство не пускает на самотёк судьбы своих подрастающих граждан. Насколько иначе звучат романы наших соотечественников А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Республика ШКИД» Л. Пантелеева и Г. Белых! Когда ребёнок не остаётся лицом к лицу с безжалостным миром взрослых, а попадает в сплочённый коллектив собратьев по несчастью, которые просто вынуждены теперь стать честными и держаться друг за друга, иначе возьмёшься за старое и окажешься снова на улице, а потом – в тюрьме. Не сказать, чтобы в организациях для беспризорников дела шли гладко, – вовсе нет. У каждого воспитанника было тяжёлое детство, от губительных привычек не так просто избавиться: для этого надо много работать над собой и искренне хотеть измениться к лучшему. Под руководством наставников-энтузиастов, показывающих пример собственным достойным поведением, у ребят это получается. И ведь это не выдуманные истории, так было на самом деле.

В завершение мероприятия ребята пришли к выводу, что жизнь у детей-сирот несладкая, тяжелая, на их плечи выпадает много испытаний, которые им нужно преодолевать, порой надеясь только на себя. Отношение в обществе к сиротам отражает уровень зрелости этого общества. Поэтому, чтобы решить проблему сиротства, нужно повышать культурный уровень населения, воспитывать в людях естественное, гуманное чувство к детям, новорождённым, вводить в образовательные программы уроки нравственности. Многое из этого уже делается в России: сирот поддерживают морально и материально, традиционные ценности нашего общества гласят, что чужих детей не бывает, все дети нашей страны – это будущие полноценные граждане, поэтому у каждого должно быть счастливое детство. Ведь дети – это наше будущее.

2 комментария для “Час милосердия “Сироты в детской литературе”

  1. Не дай бог оказаться никому сиротой. Литература учит милосердию.

  2. Очень важная тема. Нужно помогать детям, оставшимся без своих главных близких людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.