Фольклорист Худяков

Профессия этнографа и фольклориста тесно связана с историей, культурой и бытом нации. Многие её представители посвятили всю свою жизнь служению великой цели – формированию наиболее полного образа о народе, его традициях и обычаях, верованиях и взглядах на мир.
Фольклор – это не только собрание литературных свидетельств древних времён, это – своего рода код нации. Он хранит в себе множество тайн и их разгадок, мысли и чаяния целых поколений, характер и настроение эпохи.
Нет таких людей, которые бы в детстве не любили слушать сказки, загадки, прибаутки, песни. С самого раннего возраста знакомство с устным народным творчеством дает возможность познания жизни, вводит в мир литературы. Худяков одна из самых ярких и самых быстро закатившихся звёзд отечественной фольклористики.
Ива́н Алекса́ндрович Худяко́в писатель и собиратель русских народных песен и сказок. Родился 13 января 1842 году в городе Кургане, Курганского округа Тобольской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства, ныне административный центр Курганской области. Происходил из разорившейся старинной купеческой семьи, революционер, фольклорист, этнограф. Мать Татьяна Александровна Худякова. Отец преподаватель уездного училища Александр Гаврилович Худяков. Окончил Ишимское уездное училище. По окончании Тобольской гимназии в 1858 году в возрасте шестнадцати лет поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, где увлёкся русским фольклором. Через год перевёлся в Московский университет именно из тех соображений, что славистика там лучше преподаётся. Он занимался под руководством самого Ф.И. Буслаева, основоположника мифологической школы фольклористики в России. На каникулах способный студент, как и многие другие, отправлялся на “вакации” – обучать детей сельских помещиков, а в свободное время записывал сказки и загадки. С 1860 по 1862 год Худяков публиковал по сборнику “Великорусских сказок” ежегодно. В 1860 вышел его «Сборник великорусских народных исторических песен», в 1861-1862 «Сборник великорусских сказок» в трех выпусках. Никто из отечественных фольклористов не начал работу так рано и так блестяще, как Худяков.

В нём, недоучившемся студенте, провидели академика. Тем не менее надежду русской филологии исключили на третьем курсе. Суть «истории», послужившей тому причиной, состояла в следующем: возмущенные поведением одного из профессоров студенты подали на него жалобу в высшие инстанции — декану, ректору и попечителю. В результате троих зачинщиков выгнали без суда и следствия. Администрация своими незаконными действиями сама ставит своих подданных на революционную дорогу». После исключения он переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с Леониллой Александровной Лебедевой, ученицей женской школы. Там предоставлялось бесплатное среднее образование детям из бедных семей, а взрослые девушки проходили подготовительные курсы и получали возможность сдать экзамен на гувернантку или домашнюю учительницу. Худяков обратился в Цензурный комитет за разрешением издавать журнал “Сказочный мир” и приложил самостоятельно разработанную программу издания. Цензура отказала, не сочтя удобным “вверять студентам издание журналов”. В 1863 году Худяков издал компиляцию «Русская книжка», куда включались народные песни, пословицы и поговорки, сказки, загадки, басни Крылова, проза Писемского и Н. Успенского, стихи Некрасова.

В этом же сборнике имеется краткий народный месяцеслов в характерных прибаутках. Сам Худяков написал исторические «Рассказы о старинных людях» (1864-1865) и «Рассказы о великих людях средних и новых времен» (1866). В 1865 году в Москве Иван Александрович познакомился с Николаем Ишутиным, руководителем тайного революционного кружка. 4 апреля 1866 ишутинец Дмитрий Каракозов стрелял в императора Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Организация была частично раскрыта. Каракозова повесили на Смоленском поле, а ещё тридцать два человека, в их числе и Худяков, направились в “отдалённейшие места Сибири”. Суд вершился быстро: 7 апреля 1866 года учёный был схвачен, а 24 сентября приговорён к ссылке в Верхоянск. Население этого города составляло не более ста пятидесяти человек, в основном якутов. В ссылке Худяков не унывал: усердно учил якутский, составил якутско-русский словарь, записывал якутский и русский фольклор.

Составил якутско – русский словарь содержащий более 5 тысяч слов. Тяжелейший климат (Верхоянск, как известно, полюс холода) погубили психику Худякова. Уже в 1869 году о душевной болезни ссыльного доложили по начальству, но направили Ивана Александровича на лечение только через пять лет, когда лечить, по большому счёту, уже было некого: гениальный фольклорист полностью потерял рассудок. В сентябре 1876 года Иван Александрович скончался в возрасте тридцати четырёх лет в психиатрической больнице Иркутска и был похоронен на больничном кладбище в одной могиле с двумя бродягами.
Так закончилась жизнь этого замечательного человека. Собранное им удивительное наследие в виде сборников сказок, песен является бесценным источником для изучения жизни дореволюционной России.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.