Сказ как образ национального самосознания

Сказ– это эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определенную художественную форму, повествующее о действительных (или принимаемых за действительные) событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказываемого от первого лица.
В сказе герой преподносится в несколько идеализированном виде. С течением времени герои теряют качества невыразительные и второстепенные, отчего сильные и наиболее характерные их стороны становятся более рельефными, а сами образы яркими и колоритными.
Отмечая оригинальность сказа как литературного жанра, П.П. Бажов писал: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой». Сказы отличаются от сказок тем, что в описываемые события верили люди, особенно близкие своей жизнью, профессией, характером труда к героям этих произведений. В сказах, как и в сказках, есть чудеса, фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи.


Сказ — это повествование с установкой на устную речь (от слова «сказывать»), опирающееся на народные предания и легенды, близкое им по форме, которое содержит зарисовки народного быта и нравов. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу, человека с особым характером и складом речи.
Особенно подчеркнем, что сказ неотделим от народного восприятия действительности. Это проявляется как в оценке общественных явлений и событий, так и в языковых средствах изображения — литературному сказу, как уже отмечалось, присуща ориентация на живой язык. Фольклорные традиции в значительной мере определили природу литературного сказа, своеобразие его стиля, представляющего собой органическое слияние народно-традиционных и книжных элементов.
Таким образом, одной из важных специфических особенностей литературного сказа является сплав жизненного начала с фольклорными истоками — легендами, сказками, то есть органическое сочетание реального и фантастического. Важнейшей особенностью жанра сказа, характеризующей его как со стороны содержания, так и со стороны формы является образ повествователя, рассказчика. В сказе повествователь призван дать оценку событий и фактов с точки зрения народа. Повествователь народного сказа — это индивидуальность, герой из народа, голос которого сливается с голосом автора. Повествователь — народ — автор нерасторжимы в сказе.
К историческим сказам относятся устные повествования об эпохе крепостного права. Они воссоздают характерные эпизоды изнурительного труда крепостных крестьян, когда «три дня работали на помещика, а три дня на себя», рассказывают о беспросветной жизни народа, когда господа «своих крепостных целыми семьями в карты проигрывали». В них говориться и о тяжелой судьбе детей (сказ «Гусенок»). Есть сказы и о рабочих, первых переселенцах (сказы «Вечно голодали», «На Златоустовском заводе»).


В 20-30-е года ХХ в. к литературному сказу обращаются такие писатели, как Б. Шергин, П.П. Бажов, С. Писахов, Э. Пистоленко.
18 февраля для учащихся 4-х классов МОАУ «СОШ № 48» в преддверии Международного дня родного языка прошло мероприятие- литературный серпантин «Сказ как образ национального самосознания» (в рамках программы «Вместе под одним небом» по сохранению и развитию народных и национальных культур, воспитанию интернационального сознания). Ребята познакомились с таким жанром литературы как сказ и его особенностями; обсудили, чем сказ отличается от сказки. Библиотекарь рассказала о том, как в сказе нашла воплощение повседневная жизнь народа, с её трудностями и радостями.

Один комментарий к “Сказ как образ национального самосознания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.