ПОСТУПКИ И ПРОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕХОВА

В этом году исполняется 125 лет пьесе Антона Павловича Чехова “Чайка”. И сегодня мы расскажем вам об этом великом произведении, в котором отражены некоторые эпизоды из жизни самого писателя.
Важность и самобытность драматургии Чехова в русской литературе крайне сложно переоценить. Ни один писатель не обладал такой чуткостью и способностью заглядывать в самые потаённые уголки человеческой души. Именно благодаря этому его пьесы вызывают такой сильный эмоциональный отклик у зрителей и в наши дни.
«Чайка» считается одной и вершин Чеховской драматургии, и, хотя потомки и не оценили это произведение по достоинству, сегодня оно считается одним из величайших творений Чехова.
«Ча́йка» — пьеса в четырёх действиях Антона Чехова, написанная в 1895—1896 годах и впервые опубликованная в журнале «Русская мысль», в № 12 за 1896 год. Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра. Стилизованный силуэт чеховской чайки по эскизу Фёдора Шехтеля стал эмблемой МХТ.

Афиша спектакля в МХТе времен К. Станиславского


История написания пьесы «Чайка» вмещает в себя интересные факты:
Работа над пьесой началась в 1895 году в семейной усадьбе Чехова – Мелехово. Описания места действия очень похожи на дачные пейзажи писателя. Пьеса во многом автобиографична. Так прототипом Нины Заречной стала актриса Лика Мизинова, которая была большой любовью в жизни Чехова. Прототипом Тригорина популярный в то время писатель Игнатий Потапенко, с которым у Лики был роман. У них родился ребенок, который впоследствии умер. Личность самого Чехова нашла отражение сразу в двух персонажах: как писатель он является прототипом Треплева, а как врач – прототипом Дорна. Кстати, после того, как спектакль по этой пьесе освистали в Александрийском театре, Антон Павлович был близок к самоубийству, как его герой. Но Чехова спас Константин Станиславский, убедивший его в том, что он является новатором в драматургии. Станиславский вместе с Немировичем-Данченко создал МХТ, а Чехов стал драматургом, который писал специально для этого театра.

Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).
В качестве названия пьесы используется один из главных её символов – чайка. В мировой культуре этот символ обозначает свободу духа и возвышенность мечты. Это значение подходит для описания главной героини — Нины. Однако трагический финал ее исканий подчеркивает смысл заглавия «Чайки». Оно символизирует собой разрушение мечты, не сбывшиеся надежды и одиночество человека, который не может найти себя в этом мире.
Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.

“Чайка” в постановке Пермского академического театра


Чехов показал своим читателям разложение, которому подверглась русская интеллигенция в конце девятнадцатого века, погрязнув в мещанстве и равнодушии, превратившись из движущей силы общества в балласт. Смысл пьесы «Чайка» заключается в демонстрации изнанки жизни людей искусства, перед которыми все преклоняются. Они — рабы успеха и признания, а также своего дара.

Спектакль “Чайка в Оренбургском областном театре им. М. Горького, в постановке И. Райхельгауза


Автор призывает людей здраво смотреть на жизнь. Не поддаваться инфантилизму и не губить свою жизнь, стремясь быть тем, кем ты не являешься. Главная мысль пьесы «Чайка» — необходимость объективно оценивать себя и свои возможности. Нина видела лишь сверкающую жизнь артиста с шикарной внешней отделкой, но изнанка оказалась для нее непосильным бременем. Она погналась за славой и преклонением, но не подумала о том, какую цену нужно заплатить за это.
Проступки в пьесе совершают очень многие герои: Аркадина очень деспотична и несправедлива к своему сыну, Тригорин предает полюбившую его Нину Заречную, практически все герои смеются и издеваются на творчеством Треплева. И лишь доктор Дорн совершает поступки. Прежде всего, он оказывается единственным человеком, который поддержал Треплева. Являясь врачом, он много лет лечил людей, но капитала не скопил, потому что будучи честным человеком, не брал за свой труд больше положенного. Он ко многим героям пьесы относится по-отечески и опекает их. Треплев тоже способен на поступки, но он так и не смог отстоять себя и свое искусство.
Предлагаем вам посмотреть прекрасную экранизацию режиссера Юлия Карасика по пьесе “Чайка”

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.