Образ маленького человека в произведениях Д. В. Григоровича

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века. Его произведению “Антон-Горемыка” исполняется 175 лет. В своих произведениях он раскрывает образ маленького человека – крепостного крестьянина. О жизни этих людей практически ничего не было написано до Д.В. Григоровича, они воспринимались как вещи, о которых и не принято было говорить. Именно образ маленьких людей сближал творчество Д.В. Григоровича и Ф.М. Достоевского. Они были друзьями и одинаково ощущали ту несправедливость, которая творилась тогда в Российской империи.


Д.В. Григорович родился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии. Сейчас это в Ульяновской области. Его отец-дворянин был отставным гусаром и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; купил имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. Мать — француженка Сидония де Вармон, дочь погибшего на гильотине роялиста. В 8 лет лишился отца и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Д.В. Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом.


В 8 лет его отвезли в Москву, где он учился в Московской гимназии и пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти». По окончании его в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, в котором проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским, который пробудил в нём тягу к литературе. В 1844 г. он жил на одной квартире с Ф.М. Достоевским и был первым читателем повести «Бедные люди». Именно благодаря Д.В. Григоровичу повесть была издана и Ф.М. Достоевский стал известным. Д.В. Григоровия показал ее Н.А. Некрасову, а он – В.Г. Белинскому. Произведение было ими высоко оценено и Н.А. Некрасов его опубликовал в своем журнале “Современник”.
Позже Д.В. Григорович перевёлся в Академию художеств, где познакомился с Тарасом Григорьевичем Шевченко.


Первые литературные опыты Григоровича — рассказы «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 года он познакомился с Н.А. Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Д.В. Григоровича, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание В.Г. Белинского.


В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 года он взялся за большую повесть, и в конце 1846 года в «Отечественных Записках» была напечатана «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» — знаменитый «Антон-Горемыка». «Эта повесть трогательная, — писал В.Г. Белинский, — по прочтении которой в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Салтыков-Щедрин вспоминал о том, как глубоко взволновали его повести Григоровича: «Я помню „Деревню“, помню „Антона-Горемыку“ (…). Это был первый благотворный весенний дождь, первые хорошие, человеческие слёзы, и с легкой руки Д.В. Григоровича мысль о том, что существует мужик-человек, прочно залегла и в русской литературе, и в русском обществе». Оба произведения написаны в духе так называемой натуральной школы: в них выражены критическое отношение к дворянству, любовь к крестьянам и протест против их угнетённого положения.
Д.В. Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья — не «лубочного», а народа во всей его неприглядности. Притом, что И. С. Тургенев с «Записками охотника» также считался одним из пионеров крестьянской темы в русской прозе, сам И.С. Тургенев в воспоминаниях засвидетельствовал приоритет

Д.В. Григоровича. По его словам, повесть «Деревня» — это «по времени первая попытка сближения нашей литературы с народной жизнью, первая из наших „деревенских историй“. Достижением Григоровича в его первом крупном произведении «явился язык повести, пронизанный элементами народной речи и обогащённый фольклорной образностью. Удачей писателя были и художественные описания русской природы», при помощи которых «автор раскрывал переживания героини и характеризовал условия быта и труда крестьян»Жизненность, с которой в «Деревне» обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.
В 1858—1859 годах Д.В. Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».
В начале 1860-х годов, когда в редакции «Современника» произошёл раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Григорович поддержал первую группу и покинул журнал. Н.Г. Чернышевский в своей статье «Не начало ли перемены?» подверг резкой критике И.С. Тургенева и Д.В. Григоровича. По мнению современников, с тех пор Д.В. Григорович к Н.Г. Чернышевскому, лидеру радикалов, относился с ненавистью.
С 1864 года Д.В. Григорович надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он оставался долгое время. Благодаря его энергии при Обществе возникла рисовальная школа, художественный музей, библиотека, мастерские.
За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.


В середине 1880-х годов Д.В. Григорович снова берётся за перо и пишет повести «Гуттаперчевый мальчик», «Акробаты благотворительности» и «Воспоминания» (1893). Повесть “Гуттаперчевый мальчик” стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы. Главная мысль повести в том, что дети должны иметь счастливое детство и не знать равнодушия. Основная идея произведения в том, что нельзя использовать детский труд. Повесть учит отзывчивости и состраданию. Учит всегда помогать тем, кто нуждается в помощи. Учит заступаться за тех, кто несправедливо обижен.
Очень важную роль сыграл Д.В. Григорович в творческой судьбе молодого писателя А.П. Чехова. Начиная с 1885 года, Д.В. Григорович начинает пристально следить за творчеством молодого Антоши Чехонте. Более того, Григорович предлагает А.С. Суворину, известнейшему писателю и издателю газеты «Новое время», пригласить Чехова к сотрудничеству в его газете. Д.В. Григорович, вслед за А.С. Сувориным, в письме от 27 марта 1886 года настаивает на отказе от псевдонима Чехонте, «поскольку литератор с таким масштабом дарования, если он уважает свой талант, должен подписываться своим настоящим именем». Лишь через 4 года, после путешествия в Сибирь и на Сахалин, возмужавший и «увидавший всё» А.П. Чехов, решает, что мэтры правы, что стоит последовать этому совету и окончательно отказаться от существовавшего ранее псевдонима.

Письмо от 27 марта 1886 года, которое написал Д.В. Григорович А.П. Чехову, внесло исключительно важный вклад, как в творческую, так и личную судьбу молодого автора. В этом письме Григорович, выступая от лица писателей старшего поколения, утверждал, что у Чехова «несомненный», «настоящий талант», выдвигающий его «далеко из круга литераторов нового поколения». Фактически Дмитрий Васильевич признавал, что из всех современных писателей Чехов – один из немногих достойный продолжатель традиций великой русской литературы. Он просил А.П. Чехова не растрачивать свой талант по мелочам, создавая короткие рассказы, а поберег его для более весомого и объемного произведения. А.П. Чехов прислушался к его словам. Так появилась его легендарная повесть “Степь”. В отличие от сложившейся взаимной привязанности с А.С.
Сувориным, теплые отношения «крестного литературного отца Чехова» и молодого беллетриста, не обрели статуса дружбы. Антон Павлович испытывал благодарность и уважение к своему «горячо любимому благосветителю» (выражение из письма от 28 марта 1886 года), а
Д.В. Григорович скончался 22 декабря 1899 (3 января 1900) (по другим сведениям 26 декабря) в Петербурге.

5 апреля для учащихся 4-х классов МОАУ “Лицей №2” состоялся час-сопереживание “Образ маленького человека в произведениях Д. В. Григоровича” к 200-летнему юбилею писателя. Ребята узнали о жизни и творчестве Д.В. Григоровича, поговорили об уникальности его произведений, рассуждали о тяжелой доли детей XIX века, говорили о судьбе мальчика, о жестокости и о доброте людей, о дружбе между взрослым и ребёнком. В конце пришли к выводу, что произведение В.П.Григоровича заставляет задуматься над тем, что доброе отношение облагораживает человека, учит быть неравнодушными и чувствовать сострадание к чужому горю. 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.