Наиль Каюмович Салимзянов

Наиль Каюмович Салимзянов, которому в этом году исполняется 85 лет.
Он родился в с. Ирек Зиянчуринского (ныне Саракташского) района Оренбургской области. В сороковом году семья переехала в Оренбург, где он учился в общеобразовательной школе. В 1954 г. поступает в Казанское художественное училище, которое с небольшим перерывом (служба в рядах Советской Армии), окончил с отличием (1960 г.). В этом же году с направлением от училища Н. Салимзянов едет в Москву и поступает в Московский художественный институт им. Сурикова на отделение станковой живописи. Обучается в мастерской народного художника СССР Б.В. Иогансона. С дипломом художника-станковиста по приглашению Оренбургского отделения Союза художников РСФСР в 1966 г. он приезжает на работу в Оренбург.
Желание глубже осмыслить исторические вехи народа и страны приводят Н. Салимзянова к созданию картин, посвященных революции и гражданской войне, Великой Отечественной войне, труду и праздникам советского народа. Одна из первых самостоятельных работ молодого художника – картина «Искра».
В конце 60-70-х гг. художник пишет натюрморты «В дни войны», «9 мая, Салют Победы», «Партизанский натюрморт», несущие отпечаток «сурового стиля». Декоративность постепенно уступает реалистической проработке форм предметов. Социально значимые темы раскрываются не через изображение конкретных событий, а посредством создания самой атмосферы жизни через предметы тех лет.

Партизанский натюрморт


В 1971 г. его принимают в Союз художников СССР, он активно участвует в зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Многие его картины находятся в музеях Казани, Перми, Оренбурга и других городов.
В 70-е годы появляется повышенный интерес к национальному быту, своеобразию национальных обычаев. Н. Салимзянов, хорошо знавший свой родной татарский язык, литературу, музыку, пристально изучает народное творчество. В его натюрмортах появляются предметы национального быта, национального костюма, богатого красками. Диапазон его палитры становится шире и ярче, колористически разнообразнее («Натюрморт со шкатулкой», «Натюрморт с драпировкой» и др.).
Тесно переплетаясь с национальной темой, в творчество Н.Салимзянова входит и тема труда. Художник много ездит по области, пишет этюды, пристально изучает натуру, ведет поиск выразительного народного типажа. В этот период им создан интересный портрет пуховязальщицы Ф.И. Мухаметшиной. Этюдный материал накапливается и используется для замысла картин. Художник создает несколько эскизов к картине «Пуховый платок».
К ставшей традиционной для оренбургских художников теме «хлеб» обращается и Н.К. Салимзянов. Желто-оранжевый колорит картины «Колхозный ток вечером» создает настроение праздника, как и во многих картинах художника, посвященных труду. Хлеб на столе – праздник в доме, так как Наиль Каюмович воспевает тружеников полей и пекарей.
К концу 70-х начале 80-х годов Н. Салимзянов постигает красоту пленэрной живописи. Такое изменение в творчестве наблюдается у художника после его поездок в Дом творчества «Академическая дача». Много этюдов привозит он из поездки: «Зеленые березки», «Дом бабушки Ани», «Крыльцо», «Старый дом» и другие.
Неоднократно Н. Салимзянов обращался в своем творчестве к изображению праздника Победы над фашистской Германией. Он так и назвал свою последнюю работу «День Победы». Эта работа органично соединила все находки, сделанные ранее художником.
К каким бы темам Н. Салимзянов ни обращался в своем творчестве, главным для него всегда являлась жизнь родного края, близкие, дорогие ему люди.
Умер Н.К. Салимзянов 7 сентября 1987 года в Казани.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.