В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов страны мы будем знакомить наших друзей и читателей народными промыслами, которые связаны с историей и культурой нашей страны. Одним из общепринятых символов России является кукла Матрешка.
3 января отмечается день рождения Русской Матрёшки. Казалось бы, нет ничего более русского, чем матрешка. Но появилась она в России только в конце 19 века. Идея создания принадлежит художнику Сергею Малютину. Однако за основу он взял японскую игрушку даруму. Это фигурка, олицетворяющая божество в японской синкретической мифологии, приносящее счастье. В действительности неизвестно, сам ли Малютин додумался до матрешки, однако вот любопытная деталь: у его знакомого Саввы Мамонтова была дарума, которую привезла жена с острова Хонсю.
Первая изготовленная в 1890 году В. Звёздочкиным и С. Малютиным восьмиместная кукла (получившая название «Матрёна» в честь самого распространенного женского имени) представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
В 1890 году началось их массовое производство в качестве игрушек и сувениров. Почти сразу матрешка начала гастролировать. Ее показали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где она получила бронзовую награду.
Самые первые матрешки были приземистыми, голова у них плавно переходила в туловище; рисунок на поверхности поначалу выжигали, поэтому каждый комплект стоил очень дорого (цена одной подарочной куклы могла доходить до 25-50 рублей), позднее их начали раскрашивать.
В начале XX века в Сергиевом Посаде начали выпускать более стройные матрешки, позднее появились матрешки-неваляшки. Помимо традиционных матрешек (раскрашенных по мотивам русских народных сказок) ограниченными партиями начали выпускать сувенирные матрешки, изготовленные в честь знаменательных событий.
В СССР матрешки выпускались в широком ассортименте (наиболее массовым типом были восьмиместные, также серийно выпускались 3-, 5- и 12-местные). Главным центром производства оставался Сергиев Посад, но в ряде мест был освоен выпуск матрешек с национальной росписью — башкирских в Уфе, с росписью северных народностей в Сыктывкаре, в Бресте выпускались матрешки-неваляшки.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Когда матрёшка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.
21 и 25 января в рамках открытия Года народного искусства для учащихся 1-х классов МОАУ “Лицей №2” был проведен час народного творчества “Матрешка-душа России”.
Ребята узнали историю появления куклы Матрешки в России, процесс её изготовления и с помощью мастер-класса из цветного картона и бумаги сделали ярких матрешек своими руками.
Комментарии