26 января для читателей нашей библиотеки состоялись литературные дебаты «Выбор пути», посвященные дню рождения Антона Павловича Чехова и 125-летию «Маленькой трилогии», состоящей из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Участники мероприятия вместе с библиотекарем поговорили о жизни и творчестве великого русского писателя, именем которого названа наша библиотека, и об истории создания его знаменитой трилогии. Тема «футлярной жизни», поднятая в данных произведениях, вызвала оживленную дискуссию среди наших читателей. Одни говорили о том, что важно создать вокруг себя некую оболочку, куда можно спрятаться и которая помогает защищаться от враждебного мира, а собственное спокойствие и сытая жизнь являются важнейшей целью человеческой жизни. А другие утверждали, что настоящий человек должен победить все страхи и встретиться с окружающей действительностью лицом к лицу, а живет только собственными интересами лишь законченный эгоист. Ему наплевать на «человека с молоточком», о котором пишет А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник». В заключение мероприятия все пришли к выводу о том, что рассказы, составляющие трилогию, невероятно актуальны сегодня, ведь избежать «футлярной жизни» в современном мире практически невозможно. Большинство людей сегодня живет в интернет-пространстве, по сути, убегая от реальной жизни в этот «виртуальный футляр», где можно спрятаться от всех проблем и опасностей. По крайней мере, интернет создает такую иллюзию.
В 1898 году русский писатель-драматург Антон Павлович Чехов, «Маленькая трилогия» которого открыла новую тему, отражающую жизнь определенной части российского общества, вознамерился продолжить свои изыскания. Тема обещала быть достаточно обширной, и писатель дал ей название «футлярщина». Обособленность, замкнутость, «свой собственный мир», в котором нет места другим людям, таковы характерные признаки «человека в футляре». Трилогия, как и любое литературное произведение, следует определенному сюжету. «Маленькая трилогия» Чехова построена по принципу «рассказчик и слушатели», Чехов объединил троих закадычных друзей, которые за долгие годы привыкли делиться друг с другом историями из своей жизни. Это учитель сельской гимназии некто Буркин, ветврач Иван Иванович Чимша-Гималайский и Алехин, образованный человек средних лет, живущий в имении своего отца, отошедшем ему по наследству.
В рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» А.П. Чехов вывел героев, которые, достигнув определённых успехов, получив профессию и обустроив быт, отказываются двигаться дальше: им, мол, и так хорошо. К сожалению, все они заблуждаются: жизнь устроена по-другому, и, сведя свои обязанности к тому, чтобы сохранить уже наработанное, человек рискует остаться совсем один. Он не заводит семью, не находит настоящих друзей — и, думается, скорбит об упущенных возможностях, хотя сам себе в этом не признаётся (или признаётся слишком поздно).
Авторская позиция А.П. Чехова здесь напоминает мораль сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Старательный школьник помнит, что в этом произведении мелкая рыбёшка решила провести всю жизнь в крошечной норе, куда ни щука не заплывёт, ни рак не проползёт. Но незадолго до смерти трусишка понял: если бы каждый речной житель поступал так же, как он, то пескарий род бы перевёлся… Не случайно А. П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» добавляет прямую отсылку к творчеству Михаила Евграфовича:
«Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, <…> воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!»
Увы, уроки классиков часто оказываются для нас бесполезны, сетует А. П. Чехов. Или наполовину полезны, что ещё хуже: прочитав Салтыкова-Щедрина, человек на словах проповедует свободу от предрассудков, а на деле…
Комментарии