В этом году исполняется 190 лет со времени исторической поездки Александра Сергеевича Пушкина в Оренбург, результатом которой стали повесть «Капитанская дочка» и историческая монография «История Пугачёва». Этими двумя произведениями Пушкин впервые официально вписал Оренбуржье в литературный контекст, показав красоту нашего края всему миру.
Почти два века назад междугородние поездки были совсем не быстрым и не лёгким делом: путь из северной столицы в столицу степную занял целый месяц. Казалось бы, можно было остаться дома и всё сочинить из головы. Но, как написал об этом сам Пушкин своему другу П. В. Нащокину: «Путешествие нужно мне нравственно и физически». Великому писателю необходимо было увидеть собственными глазами эти бескрайние степи, где происходили исторические события, всем сердцем прочувствовать эти вольные просторы, удалённость от богатой столицы, мироощущение местных крестьян и казаков, их говор и детали быта. Пушкину даже удалось побеседовать в Бёрдах со старенькой казачкой Ириной Афанасьевной Бунтовой – очевидицей пугачёвского восстания. Старушка поведала об очерёдности взятия крепостей, рассказала легенду о спрятанном пугачёвском кладе, спела народную песню по мотивам этого события.
Пушкин остался под большим впечатлением и одарил всех собравшихся стариков-казаков серебряными монетами. Однако после его отъезда старики заволновались: правильно ли они сделали, что разоткровенничались с чужим человеком? Стали расползаться слухи, что иноземный господин, должно быть, антихрист: чёрен лицом, одаривает деньгами и «подбивает за пугачёвщину», а также вместо ногтей носит когти. Известно, что Пушкин тщательно ухаживал за своими ногтями, они были весьма длинными, поэтому и произвели такой эффект. Пушкин сильно смеялся, узнав о том, каким он предстал в глазах простого народа.
Поездка в Оренбуржье позволила писателю достигнуть высокого уровня реализма, убедительности и подлинной искренности в описаниях исторических событий. С погодой Пушкину повезло: сентябрьские дни стояли холодные, но сухие. Хотя это всё равно не отменяет сложностей длительного путешествия на запряжённой лошадьми коляске, по грунтовой дороге: целыми днями сидишь на одном месте, не встанешь и не разогнёшься, чтобы размять ноги, не приляжешь, как сейчас это можно сделать на полке в поезде, даже не поешь и не побреешься, пока не доберёшься до следующей станции.
Так что Александр Сергеевич приехал запылённый и заросший, и когда встречавший его В. И. Даль бросился обнимать друга, тот стал отбиваться со словами: «Только дайте ему [слуге Гавриле] прежде распеленать своего младенца. А то мои бакенбарды останутся в шарфе». Автор «Словаря живого великорусского языка» был оренбуржцем в течение восьми лет, дом его стоял позади нынешнего Драмтеатра, а от его сада остался только знаменитый дуб, под которым теперь читает книгу бронзовый «Кот учёный».
Пушкин прогостил в Оренбурге три дня: с 18 по 20 сентября. А потом поехал дальше, в Уральск, где тоже беседовал о Пугачёве со старожилами. И уже из Уральска отправился в Болдино: свою родовую усадьбу, где сразу взялся за «Историю Пугачёва». Работу над «Капитанской дочкой» великий писатель начал заранее, но продолжил только после окончания первой редакции «Истории Пугачёва». Пушкинская поездка в степной край подарила миру две великие книги, радующие читателей красотой литературного языка и возможностью воочию увидеть исторические события, разворачивающиеся на страницах этих произведений.
Интересная информация, спасибо! Какой Пушкин был весёлый и неутомимый! Жаль, что мало прожил.