Родина… Начинается она с изучения родного края, истории, родного языка. Как бы мы узнали о событиях давно минувших дней, если бы не сохранились названия того, что кануло в Лету? Никогда не умирает то, что навечно закрепилось в слове: самом могущественном памятнике истории. У наших предков всегда было презрительное отношение к «Иванам, не помнящим родства», живущим только сегодняшним днем.
25 октября в МОАУ «Лицей №2» прошел лингво-экскурс «Созвучие слов живых» (160 лет издания «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля), приглашающий ребят в необъятный мир живого русского языка.
С помощью видеоролика «Человек необычной судьбы» ребята узнали много нового о творчестве писателя и об интересных фактах его жизни. Также познакомились с историей создания «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, в словах которого отразилась вся жизнь русского человека того времени, в них скрыты быт русского народа и его обычаи, традиции и ремесла. Ребята очень удивились, что над ним Даль трудился около 53 лет. Владимир Иванович Даль обладал талантами в самых разных сферах. Но главный свой жизненный подвиг – создание «Толкового словаря живого великорусского языка» он совершил по собственному почину, без всякого заказа. Куда бы ни забросила судьба этого человека, чем бы он ни занимался, красной нитью через всю его жизнь проходит великое дело собирательства народного слова.
Ребята приняли участие в играх «Даль природная», «Даль историческая», «Даль сказочная», которые содержали разные задания по словарю: нужно было определить слово по значению, толкованию, собрать «рассыпавшиеся пословицы».
Детям были предложены загадки по сказкам “Старик годовик”, “Девочка-Снегурочка”, которые они как раз недавно изучали по школьной программе. Дети прослушали слова из словаря Даля и пояснили их значение. Они с удовольствием приняли участие в задании «Как много в этом русском слове…» и растолковали такие словосочетания, как: 1) в ежовых рукавицах – строго; 2) жить бок о бок – рядом; 3) на живую нитку – небрежно, непрочно; 4) не находить себе места – волноваться, тревожиться, беспокоиться; 5) извиваться ужом – хитрить, ловчить, изворачиваться; 6) кануть в Лету – исчезнуть; 7) пальма первенства – превосходство. Конечно, многие слова, которые были зачитаны, уже практически вышли из обихода, и было непросто угадать их значение, но ребята справились.
Отгадывали загадки под общим названием «Знакомые незнакомцы». Его задирают или вешают, им клюют, иногда с ним остаются (нос); С них падают или сбиваются, на них встают, под ними путаются, одна из них – здесь, а другая – там (ноги); Его можно проглотить, прикусить, развязать (язык); Ее можно потерять, заморочить, вскружить, она может пойти кругом (голова); Их мозолят, ими хлопают, в них пускают пыль (глаза).
В заключение мероприятия дети познакомились с литературой, представленной на книжной выставке «Словари и словарики», на которой разместились разнообразные по содержанию словари – наши помощники в изучении и понимании богатства русского языка. Особое внимание было уделено наследию русского писателя, этнографа В.И. Даля.
Благодаря многолетнему труду В. И. Даля мы сегодня имеем возможность прикоснуться к живой русской речи, не засоренной обилием иностранной лексики. Толковый словарь В. И. Даля прославился еще много лет назад и пользуется заслуженным уважением у людей до сих пор, потому что каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.
Даже мне, взрослой, стало интересно. Дома есть “Толковый словарь” Даля.
Нужно знать родной язык! Даль сделал очень много для того, чтобы мы лучше понимали смысл и происхождение русских слов