10 декабря 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого классика не только русской, но и мировой литературы Николая Алексеевича Некрасова. Николай Алексеевич был одним из первых, кто в своих произведениях воспевал русскую женщину. И сегодня мы вам расскажем не только о его жизни и творческой биографии, но и об истории написания его бессмертного произведения “Мороз, Красный нос”, в котором звучат стоки всем нам знакомые строки “Есть женщины в русских селеньях…”
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, воистину народный поэт и писатель, публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847–1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Последним в его творческой биографии и самым известным произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев. В тайне от отца мальчик дружил с крестьянскими детьми.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.
Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).
В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Он стал не только успешным журналистом, издателем и критиком, но и состоялся как поэт. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность. Основной темой творчества Некрасова стала судьба народа. Будучи дворянином по происхождению, поэт героями своих лирических произведений сделал бедных людей. Некрасов писал о людях с городских улиц: рабочих, мастеровых, торговцах, извозчиках, нищих. Много написано поэтом произведений про простого деревенского мужика, крестьянская тема является преобладающей в творчестве Некрасова.
Некрасов создал новую литературную речь. Поэзия Некрасова не отличалась эстетическим изяществом, была далека от романтических идеалов. Некрасов стал использовать в поэтических текстах разговорную речь, народные речевые обороты. Для поэта не существовало непоэтических тем, он писал об истинных, не приукрашенных, некрасивых и даже грубых реалиях жизни. Своим творчеством он проявил себя как «народный заступник», хорошо знал жизнь простых людей. Не потерял Некрасов своей близости с народом, даже когда стал преуспевающим издателем и литератором.
На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.
В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).
Поэма «Мороз, Красный нос» была завершена в 1863 г. Посвятил ее поэт младшей сестре Анне Алексеевне, которую называл своим «настоящим другом». Изначально у Некрасова был замысел сочинить «несколько картинок русской сельской жизни», написать драму о смерти мужика. Начав писать об утрате семьей кормильца, поэт постепенно на первый план поэмы вывел жену крестьянина. На это были свои причины, связанные с настроениями в обществе. В 1861 г. было отменено крепостное право, но реформа не облегчила положения крестьян, которые получили свободу, но не получили землю. «Крестьянский вопрос» оставался противоречивой проблемой русского общества. К произведениям на крестьянские темы цензура относилась довольно строго, чтобы пресекать недовольство в обществе. Властями была ограничена свобода печати, многие издания закрывались. Работа демократического журнала «Современник» в 1862 г. была приостановлена «за вредное направление» на восемь месяцев. А в произведениях про женщин цензура не усматривала политического или экономического подтекста, угрозы для существующей власти. Некрасов использовал это обстоятельство и сделал главной героиней вдову крестьянина.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
В начале поэмы звучит жизнеутверждающая тема прославления национального духа и характера русской женщины. Некрасов создал поэтический идеал «величавой славянки». В этом обобщенном, глубоко одухотворенном образе отражена особенная красота, которую лишь «слепой не заметит». Поэт отмечает «спокойную важность лиц», «красивую силу в движеньях, в походке», царственный взгляд простых женщин. К высоким стройным румяным красавицам не пристает «грязь обстановки убогой». Он преклоняется перед их силой духа, чистым сердцем, душевным богатством, несломленным, гордым характером. Простой женщине свойственны жертвенность и решимость: она способна, не раздумывая, коня остановить на скаку, войти в горящую избу, прийти на помощь.
В своей поэме Некрасов показывает гордость за простых русских женщин, которые готовы всё вытерпеть и пережить. Силу духа и красоту женской души, её стойкость и верность.
В образе Дарьи отражена судьба всех русских крестьянок, их терпение, выносливость, готовность выполнять самую тяжелую работу, доброта и чистота души. Слезы молодой вдовы – это слезы всех крестьянок, оплакивающих свою горемычную долю.
Художественное своеобразие поэмы состоит в фольклорно-сказочных мотивах, связанных с образом Мороза-воеводы, который явился во второй части поэмы как мифологический персонаж. В первой части мороз тоже присутствовал незримо в жизни героев, из-за него умер Прокл. Подвода крестьянина застряла надолго в сугробе, потом ему, уже больному, при сильном морозе три дня пришлось брести пешком. Мороз выстудил избу, покрытую снегом, как «саваном», вынудил Дарью поехать за дровами в лес, где ее ждала гибель. В течение двух дней в крестьянской семье из-за мороза случились две смерти.
Поэма стала одним из самых мистических и загадочных произведений Некрасова. Сюжетное повествование соткано из постоянных перемещений во временном пространстве, в снах, мечтах и воспоминаниях героини то возвращаясь к прошлому, то устремляясь в будущее. Жизненно-реальные мотивы переплетаются с чудесными, сказочными элементами. Мороз в поэме Некрасова не похож на традиционный сказочный образ, он описан, как враждебный человеку персонаж, ставший частью повседневной жизни русского крестьянина. В поэме не сказочный, а реальный, трагический конец.
Некрасов показал убогий деревенский быт и тяготы крестьянской жизни, но воспел красоту крестьянского труда, который является основой созидания всех материальных и духовных ценностей.
Приходите в нашу библиотеку и берите книги с произведениями Н.А. Некрасова, чтобы более подробно познакомится с этой прекрасной поэмой.
Какая трагичность поэмы, триллер.
Многого не знала, спасибо за рассказ.
Большое спасибо за ваши прекрасные отзывы!) Они вдохновляют нас на новые свершения!