Дети в произведениях А. П. Чехова

В рамках празднования дня рождения знаменитого писателя, чье имя с гордостью носит наша библиотека, была проведена серия мероприятий «Чеховская неделя».
28 января для воспитанников ЦППРД «Орион» была проведена литературная беседа «Дети в произведениях А.П. Чехова». Ребята познакомились с произведениями о детях, написанные доступным языком, приняли участие в литературной викторине, обсудили с библиотекарем разные судьбы юных героев книг и рисовали картинки с понравившимся произведениям.
В 80-е годы XIX века А.П.Чехов создал более двадцати рассказов, главными персонажами которых являются дети. В них мы встречаем маленьких героев, начинающих осваивать сложный мир человеческих отношений, страдающих из-за жестокого отношения к ним взрослых.
Чехов часто изображает детей существами страждущими или угнетенными и подневольными. В своих рассказах он описывал то, что хорошо знал и наблюдал. Чеховские дети-герои вызывают у читателя грусть, боль и тоску.
Интерес Чехова к миру детства связан с поиском тех необходимых качеств для ребенка, которые помогут ему вырасти личностью. Чехова тревожила современная педагогическая практика, он считал бездушным и формальным отношение большинства взрослых к детям. По его мнению, «особое племя» детей никогда не будет понято миром взрослых в полной мере.
Рассказы Чехова о детях можно разделить на два аспекта: 1) как своими глазами воспринимает мир ребенок и 2) восприятие детского мира взрослыми. Чехов строит свои рассказы на столкновении детского сознания с миром взрослых, чужим и непонятным. В одних произведениях оба мира как бы пересекаются. События изображены таким образом, что их видят и взрослый, и ребенок. В других произведениях мир изображен так, что маленький человек находится целиком в его восприятии.

Переполненный впечатлениями от увиденного на прогулке, Гриша не может заснуть, плачет и пытается поделиться увиденным с мамой, но не умеет объясниться, «говорит. не столько языком, сколько лицом и руками», «показывает, как светит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка». Рассказ «Гриша» чем-то напоминает «Каштанку», во всяком случае, принцип тот же: мир, увиденный глазами совсем маленького мальчика. Попытка почувствовать за человека, еще не очень умеющего говорить, вообразить, каким ему представляются мама, кошка, печка, толпа. Показательно, что, кроме писателя, маленького Гришу понять никто не пытается.

Один из самых добрых рассказов о детях — «Детвора». Он несет в себе интонацию уютного домашнего вечера: родители ушли в гости, дети играют в лото. Шесть неповторимых детских портретов составляют суть произведения, в котором, кроме игры, ничего не происходит. Но именно за игровым столом раскрываются настоящие характеры и темпераменты, проектируется будущая личность. Девятилетний Гриша играет «из финансовых соображений». Сестра его Аня — из самолюбия. Шестилетняя кудрявая Сонечка, «с цветом лица, который бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры». Умильное ее личико выражает радость, кто бы ни выиграл, она хохочет и хлопает в ладоши. Самый маленький Алеша пучит глаза на карты, но пропускает числа. В игре он любит недоразумения и «разборки». «Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек». Пятый партнер — кухаркин сын Андрей — болезненный, вялый и на вид безучастный игрок. В игру не берут старшего брата Васю, так как он не разменял рубль на копейки.
Чехов знаток детской психологии и поведения. Его произведения поражают наблюдательностью, фантазией, даром перевоплощения, умением смотреть на мир глазами своих героев. Каждый ребенок для Чехова личность со своими интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, им непонятен, чужд и страшен.

Маленькие герои Чехова живут рядом с ним: они любознательные и не очень, добрые и завистливые, из благополучных семей и сироты, веселые или уже по-взрослому серьезные. Они – разные.
И сегодня произведения Антона Павловича Чехова знают и любят во всем мире не только потому, что их интересно читать, но и потому, что читая их, люди становятся благороднее и добрее.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.