Древние народы населявшие Оренбургскую губернию.
Гузы — наследники древних туранцев, сарматов, и аланов. Гузы — древний народ, который не связан с территорией современного Оренбуржья, но в древности они обитали в южноуральских и прикаспийских степях.
Гузы занимали огромную территорию в степях к северу от низовий Сыр-Да_рьи и Аральского моря до хазар и волжских болгар на западе. Гузы жили в бассейне Урала, по границе тайги и степи. В то время в степи, ныне распаханной, было много сосновых боров, подобных островам в открытом море. Одним из таких «островов» остался сосновый бор с озерами в Кокчетавской области Казахстана — курорт Боровое. Лес в степи — великое благо. В нем устраивают скот во время буранов, берут дерево для изготовления телег. Там ловят соколов для охоты на волков. Хозяйство гузов было органичным, и идея прогресса техники отсутствовала, поскольку жизнь их базировалась на природе, с которой гузы не воевали, а жили в прекрасном равновесии.
Древнее объединение гузов строилось на родо-племенном принципе. Племя увеличивалось за счет естественного прироста; за соблюдением порядка следили старейшины, с врагами или, что то же, соседями, сражались молодые богатыри. Расширение шло за счет подчинения соседних племен, социальный строй которых был близок. И так тянулось тысячу лет.
Это были племена тюркоязычных кочевников, к началу X века вытеснившие печенегов из их прародины между нижним течением Волги и Яиком (Уралом). В дальнейшем гузы представляли собой самостоятельную силу по отношению к Хазарии, серьёзно угрожавшую её существованию.
В этом регионе основой общественной жизни был материнский род — огуз, управлявшийся старейшинами. Группа родов управлялась советом старейшин, причем председательство переходило от одного родового старейшины к другому по очереди. Только в далеких походах твердая власть вручалась военному вождю, при выборе которого учитывались способности, а не только старшинство.
Большая часть гузов — кочевники, разводившие лошадей, верблюдов и особенно в большом количестве овец и жившие в войлочных юртах. Покойников гузы хоронили в большой могиле, куда вместе с умершими клали его имущество, лук и деревянную чашку с опьяняющим напитком (нибидом). Могилы покрываются деревянным настилом, а сверх ее сооружают подобие юрты из глины (курган).
В древнерусской традиции гузы или огузы известны под именем торков. Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали на население Киевской Руси. Русские дружины вели с ними длительную и упорную борьбу, которая нашла отражение в древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».
Потомки храбрых воинов стали спокойными пастухами. Правнуки мудрых старейшин превратились в ленивых обладателей скота и пастбищ.
Куда девались гузы? Беда пришла с неба и весьма неожиданно. В IX–X вв. степную зону Евразии постигла вековая засуха, ибо орошающие степь циклоны сместились к северу. В степи шла трехсторонняя война, малая, но постоянная. Для степной войны необходимо иметь откормленных коней и много баранов, чтобы не голодали воины. Поэтому состояние пастбищ определяет возможность победы. Значит, засуха, влияя на произрастание трав, либо способствует, либо мешает военным успехам кочевых народов, причем в большей степени, нежели оседлых, ибо те могут создать запасы зерна хотя бы на несколько лет, а кочевники этих возможностей лишены. Засуха, прокатившаяся по степи, сделала с этим древним этносом то, что не могли сделать их враги. Она расколола гузов на два взаимно враждебных этноса, тюрков и туркменов. Гузы тоже пострадали от засухи и ушли частью в верховья Амударьи, в окрестности Балха и Мазар-и-Шерифа, а частью на Волынь, где подчинились киевским князьям.
Комментарии