Президент России объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это решение имеет особую значимость в преддверии празднования 80-летия победы в Великой Отечественной войне. Весь год наша библиотека будет проводить культурно-массовые мероприятия патриотического характера, приуроченные к теме года. Первым из них стало участие во Всероссийском Уроке памяти «Блокадный хлеб».
27 января – особая дата в истории нашей страны. В этот день 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. В преддверии Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в рамках этой акции библиотека им. А. П. Чехова 24 января для учащихся 5 «г», 5 «е», 5 «з», МОАУ лицей № 2 прошёл Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб». Открылся урок памяти словами Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны.
Библиотекарь рассказала о героическом подвиге ленинградцев, который совершали не только солдаты – участники обороны, но и простые жители города, мальчишки и девчонки, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах. Рассказ сопровождался показом видеороликов, наглядно показывающих тяжелую жизнь ленинградцев в те нелегкие для всей страны времена. Школьники узнали о том, как маленькие ленинградцы, теряя близких, умирая от голода и холода, всячески пытались помочь взрослым: сбрасывали «зажигалки» (поэтому их называли часовыми ленинградских крыш), строили баррикады, выслеживали немецких сигнальщиков, трудились на заводах, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными. С первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, собирали металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
Даже в самые тяжёлые времена продолжалась культурная жизнь города: работали некоторые школы и библиотеки, проводились встречи с писателями и поэтами. Именно тогда была создана знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, ставшая символом сопротивления и надежды.
Дети узнали о тяжёлой жизни в Ленинграде в условиях блокады: голоде и отсутствии тепла; о блокадном хлебе, карточках; о мужестве и героизме ленинградцев, вынесших эти испытания. Узнали ребята и о «Дороге жизни», ставшей единственной связующей нитью с нашей страной, о героизме водителей грузовиков, которые эвакуировали людей и снабжали осажденный город продовольствием. Мероприятие сопровождалось показом видеохроники непокоренного города.
Также ребята услышали историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады вела дневник, содержащий девять страшных строк: каждая строка посвящена смерти одного из близких.

Ребята, затаив дыхание, слушали рассказ о блокадном хлебе, о тех спасительных 125 граммах и о том, что значили в то время хлебные карточки. Библиотекарь рассказала, что в то время хлебные карточки были именными, и выдавались жителям блокадного Ленинграда раз в месяц по предъявлении паспорта; при утере они обычно не возобновлялись. Для того, чтобы дети воочию увидели норму суточного хлебного пайка, библиотекари заранее приготовили кусочки хлеба в 125 грамм, которые помещались на ладони.
Библиотекарь рассказала о составе блокадного хлеба. Это не тот хлеб, который мы покупаем сейчас в магазинах. В начале блокады зимой 1941 года хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошли мучная пыль, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, мука из березовых почек, сосновой коры, ветвей березы, ёлочной хвои, туалетной бумаги, жмых из шелухи семечек, опилок древесины. В течение всей блокады рецепт хлеба менялся в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Библиотекарь призвала учащихся бережно относиться к хлебу.
Ярким дополнением к мероприятию стала книжная выставка-память «Непокоренный Ленинград». На выставке представлены книги, повествующие о событиях тех лет, о защитниках города, о Дороге жизни. Библиотекарь провела обзор книг о Великой Отечественной войне, рекомендовала для прочтения книги: М. Суханов « Дети блокады», «Дневник Тани Савичевой», Л. Воронкова «Девочка из города» и другие. Ребята узнали, что за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

Ребята проявили большой интерес к мероприятию, дополняли услышанную информацию. В конце мероприятия школьники пришли к выводу, что подвиг блокадников учит мужеству, стойкости и безграничной любви к Родине. Такие мероприятия помогают ребятам прикоснуться к великому историческому прошлому нашего народа, знать и уважать боевые подвиги героев и защитников Отечества в прошлом и современности, о судьбах детей в блокадном Ленинграде и о важности мужества и патриотизма в самые трудные времена. Это мероприятие помогло детям лучше понять значение этих событий в истории нашей страны. Школьникам был показан отрывок из видеофильма в котором была показана история одной ленинградской девочки. Это рассказ Веры Николаевны Бельчич о своём блокадном детстве. Мы, оставшиеся в живых, с глубоким уважением склоняем свои головы перед светлой памятью тех, кто отдал самое драгоценное, что есть у человека – жизнь за свою Родину.

Комментарии