20 октября состоялась очередная встреча клуба любителей рисования «Художественные моменты»: рисовали акварельный пейзаж «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты». Мероприятие было приурочено к юбилею М. Ю. Лермонтова: 15 октября этого года все ценители русской литературы отмечают 210-летие этого прекрасного поэта и прозаика. Со школьных лет и через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, мечтательного, насмешливого, наделенного и страстями, и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого. Поэта гениального и так рано погибшего.
В начале мероприятия библиотекарь вкратце рассказала о жизненном пути Лермонтова и о месте в нём Кавказа, его прекрасной природы. В 2024 году исполняется 185 лет его знаменитой поэме «Мцыри». Поэма, написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм: необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны — он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного.
Участники мероприятия посмотрели рисунки и живописные картины самого Лермонтова, ведь он не только писал стихи и прозу, а ещё и прекрасно рисовал. Несмотря на то, что в его время не продавались готовые краски, их нужно было самостоятельно смешивать из минеральных пигментов. И тем не менее кавказские пейзажи он писал маслом не только по памяти, но и с натуры. Члены клуба «Художественные моменты», уже имеющие некоторый опыт в живописи, представили, как трудно было везти на коне в горы рисовальные принадлежности. Библиотекарь показала репродукции известных картин Лермонтова: «Вид Пятигорска», «Вид Тифлиса», «Кавказский вид с Эльбрусом», «Воспоминание о Кавказе» и другие. Среди работ Лермонтова насчитывают более десяти картин маслом, около полусотни акварелей, более 300 рисунков и набросков, в том числе в альбомах и рукописях. Живописные произведения позволяют глубже понять внутренний мир поэта, его взгляды и переживания, а также ощутить его уникальное художественное видение.
После вступительной теоретической части мероприятия перешли к практике. Педагог поделилась секретами и техникой рисования гор, показала, как правильно выбирать композицию, работать с перспективой и создавать объёмные изображения. Особое внимание было уделено работе с цветом и светом. Участники мероприятия узнали, как создавать реалистичные оттенки гор, чтобы они выглядели естественно и привлекательно. Используя гуашь в технике «по-сырому», залили крупные пространства неба и горного озера, чтобы они получились действительно воздушными и нежными. На фоне неба изобразили высокие горы с заснеженными вершинами – теперь уже более сухой кистью, чтобы они получились массивными, материальными. Педагог объяснила, как передать лесок на дальней стороне озера, не используя излишнюю детализацию, и как изобразить отражение этого лесочка на озёрной глади. По желанию некоторые участники решили сделать лес осенним: ярким, многоцветным и под настроение текущего осеннего сезона. На переднем плане картины у каждого «выросли» пёстрые горные цветы, оживив композицию. В ходе мастер-класса начинающие художники прониклись красотой горного пейзажа и стали душой чуть ближе к поэзии и живописи Лермонтова – великого русского творца, с наследием которого мы знакомимся в течение всей жизни (с детских лет и до старости), и никогда не устаём открывать в нём для себя
Какие прекрасные пейзажи получились у участников!
Горные вершины спят во тьме ночной.